- И пусть сам Господь Бог направляет мою руку…
Цилиндры, ночлежки, криминал, тёмные закоулки, поножовщина, опиум и полуголые китаянки в грязных шелках, бои с бойнями, ножи и Мясник Билл. Это кино Скорсезе ровно «Бригада» Америки – и никуда не отмажешься, и даже есть чем типа гордиться.
«Банды Нью-Йорка» - симулякр, такой же, как жизнь с невероятными приключениями статского советника, кавалера орденов Большой и Малой хризантем, мастера ниндзюцу, рокового красавца, детектива и инженера Эраста Петровича Фандорина. Выдумка, красивая картинка, отдалённое перевранное эхо настоящих событий, отличная рассказанная история у костра. И, тем не менее, как жизнь русского синоби с седыми висками притягательна для чтения, так и конфронтация Амстердама с Мясником хороша для просмотра. Бо картинка, экшен, динамика и даже не актёры, а актёрища на всю катушку.
Выжимка нетерпеливым: жили-были в Нью-Йорке перед самой Гражданской Войной иммигранты со всех краёв света, где особо отличались лихостью, нахрапом да отмороженностью ирландские «Мёртвые кролики», ведомые Священником Валлоном. Кроме них в районе Пяти улиц обретались Сорок воров, Бешеные котелки, Читчестер и то ли Рубахи, то ли Рубаки на выпуск. Жили - не тужили, воровали, грабили, чистили карманы прохожих, потрошили морячков, одуревших в плавании без дамского внимания, крышевали лиц с низкой социальной ответственностью всех двух полов, варили и толкали самогон, а в промежутках – вовсю схлёстывались с местным хулиганьём.
Последние гордо ходили под Мясником Биллом, коий как-то раз уконтропупил Священника, а евойного сынка сплавил в детдом, мол, пацана там обучат читать, писать да считать до десяти.
Юный Амстердам отсидел своё, откинулся да смазал лыжи домой. А куда, спрашивается ещё податься молоденькому зэку? Во время своего сурового обучения пацан время зря не тратил, прокачался в плане мордобоя, мошеннического шаромыжничества, психологии да знай себе пестовал вендетту, бурлящую в крови не хуже, чем у макаронников. С того всё и закрутилось.
Настоящих битв в кинце две, драчек чуть больше, а всякой грязи, финтов ушами и макания зрителей в компост строящейся демократии хоть залейся - ешьте, да не обляпайтесь. До кучи Скорсезе подкинул романтики, расизма, прошёлся по «ому война, кому мать родна», лубочному патриотизму, показал парочку жутковатых сакральных жертв, где одна ушла на тот свет лихо, задорно и торгуясь за мамин медальон и всё такое. И…
- Это и есть новая папская армия?!
У мистера Уильяма aka Мясника Каттинга, вождя Конфедерации Коренных Американцев, рождённых и живущих в этой прекрасной стране – американцев… имелся настоящий прототип: бандос, боксёр поединков по полсотни раундов, вымогатель, костолом и просто душка. Пять Улиц, пусть называемые иначе, существовали, а Старая Пивоварня замечена в самых важных документах – административных, в архиве бывшего Нового Амстердама.
И главной удачей «Банд…» стал исполнитель его роли, Дэниел Дей-Льюис. Да-да, а вовсе не Лео.
Мясник Билл, нескладный, тощий, стал чудовищем, монстром, демоном, тем Бонартом из «Ведьмака», что никак не могут изобразить разные творцы. Стеклянный глаз, кожаная повязка, кушак, гетры на брюках, и много, очень много, ещё больше, ножей: коротких, длинных, широких, узких, тесаков и разделочных, имевших одну общую черту – заточку. Костюм, сшитый по фигуре, трость и цилиндр, бытовавшие рядом почти весь фильм, ничего не изменили, этот киношный Шер-Хан оставался сам собой до самого конца.
Счастливчик Джек Дж. Си. Райли, Монах Глисона, Коротышка от Томми из «Большого Куша», Макглойн, Мегера Мэгги, даже ферт по фамилии Барнум, ирландцы, бегущие от голода и притеснений Британской Короны, катакомбы, трущобы, старые фамилии Нью-Йорка, начищенное столовое серебро и оплата отрезанными ушами за пинту всего подряд из бочонка, кровь, боль, любовь, даже вражда из-за веры в одного и того же Сына Божьего, дикий, дерзкий и совсем молодой Нью-Йорк, неистовая злоба и стремление загрызть своего врага, убить его из принципа, дурной воровской чести и не менее дурного почти пацанского гонора – всё это «Банды Нью-Йорка», пахнущие пылью, порохом, кровью, недавним сексом и кислым потом ветхой одежонки.
- Подожди, Билл! Ты сказал – мы будем драться честно, как мужчины. Вот я и привёл с собой воинов…
Пять улиц настоящие, пыльные, грязные, заснеженные, багровые после залпа введённых войск и пальбы флота. Люди Пяти улиц такие же реальные, чаще всего не красавцы с красотками, порой отталкивающие, порой вызывающие недоумение, но не в этом ли и есть магия кино, магия, дающая погружение в давным-давно минувшие дни, в жизнь неизвестных, но становящихся близкими людей?
«Банды Нью-Йорка» фильм моей оставшейся юности, стремительно уступавшей молодости. Мегафон первой половины 2002-го означал громкоговоритель, мобильные ещё носили на шнурках, кое-где встречались реликты умирающих девяностых в виде оставшихся братков, доллар качался где-то у двадцатки, в сиги порой пихали не только пропитанную бумагу, мультиплексы имелись в Мск, а у нас, ровно Феникс из пепла, восстали «Шипка», «Огонёк» и «Самара».
«Банды Нью-Йорка» кино последышей юности и в них не имелось много денег на кино, потому фильм, ставший одним из самых любимых-пересматриваемых, навсегда оказался из просмотренного дома. В то время Ди Каприо пока оставался тем самым парнем с «Титаника» и без намёков на Оскар, а Глисон – тем самым как-его-там типа-здоровяком из «Отважного сердца» безо всякого Брюгге, Диас уже снялась в «Ангелах», а о «Последнем из могикан», где Дей-Льюис сыграл Натти – многие даже не знали.
«Банды Нью-Йорка» прекрасны сейчас, спустя почти четверть века с выхода и не показатель ли это качества, м?
То-то же, что да.