Найти в Дзене

Придворный художник Изабеллы Кастильской

Хуан де Фландес – испанский художник нидерландского происхождения, один из главнейших представителей Ренессанса в испанском искусстве.
Это довольно загадочная личность: неизвестны точные даты его рождения и смерти, его работы до появления в Испании, причины переезда и даже его имя. Он известен как «Хуан де Фландес», что буквально означает «Ян из Фландрии, Ян Фландрский». Современники еще называли его «Мастер из Гента». Предполагается, что родился художник около 1460 года в о Фландрии. Впервые он упоминается в счетах королевы Изабеллы Кастильской в 1496 году, а два года спустя документы именуют его уже «придворным художником Ее Высочества (до императора Карла V все иберийские короли носили этот титул)». Свое положение Фландес сохранил до кончины королевы в 1504 году. При дворе Изабеллы художник создает выразительные и очень точные портреты членов царствующего семейства, в которых прослеживаются черты фламандской живописи, очень ценимой тогда в Испании. Влияние Северного Возрождения, пре

Хуан де Фландес – испанский художник нидерландского происхождения, один из главнейших представителей Ренессанса в испанском искусстве.
Это довольно загадочная личность: неизвестны точные даты его рождения и смерти, его работы до появления в Испании, причины переезда и даже его имя. Он известен как «Хуан де Фландес», что буквально означает «Ян из Фландрии, Ян Фландрский». Современники еще называли его «Мастер из Гента».

Изабелла Кастильская
Изабелла Кастильская

Предполагается, что родился художник около 1460 года в о Фландрии. Впервые он упоминается в счетах королевы Изабеллы Кастильской в 1496 году, а два года спустя документы именуют его уже «придворным художником Ее Высочества (до императора Карла V все иберийские короли носили этот титул)». Свое положение Фландес сохранил до кончины королевы в 1504 году.

Хуана Безумная
Хуана Безумная

При дворе Изабеллы художник создает выразительные и очень точные портреты членов царствующего семейства, в которых прослеживаются черты фламандской живописи, очень ценимой тогда в Испании. Влияние Северного Возрождения, прежде всего ван Эйка, заметны в тщательном выписывании черт лица, в проработке мельчайших деталей, особенно в передаче тонкой вышивки и золотого позумента нарядного платья царственной особы.

Фландес несколько раз писал свою повелительницу – королеву Изабеллу Католичку – и молодой женщиной, и суровой старухой с морщинами. Его искусство не тяготело к идеализации.
Сохранились его портреты инфанты Хуаны Безумной, ее мужа Филиппа Красивого (вот уж можно спорить о вкусах и канонах красоты), анонимной инфанты, предположительно Екатерины Арагонской. Фландес по праву считается первым из известных испанских портретистов. Можно сказать, именно благодаря ему мы лично знакомы с Изабеллой Католичкой и ее семьей.

Филипп Красивый
Филипп Красивый

Помимо портретов мастер активно писал работы на религиозную тематику. Для молельни королевы Изабеллы он создал серию небольших панно (в соавторстве с Михелем Зигтовом), иллюстрирующих сцены из жизни Христа и Марии. Из 47 картин, упомянутых в описи, сделанной после смерти королевы, сохранилось 28; сейчас они разбросаны по разным музеям мира. Для этих произведений характерны светлые тона, кропотливая техника и великолепные пейзажные фоны.

В 1504 году, после смерти королевы, художник покинул двор по неизвестным причинам и перебрался в Саламанку. В следующем году он приступил к украшению алтаря университетской капеллы в Саламанке; существование этого ансамбля подтверждено документально, но сохранились лишь два поясных изображения Святой Аполлонии и Святой Магдалины.

Святая Аполлония и Святая Магдалина
Святая Аполлония и Святая Магдалина

Самым значительным произведением Фландеса в этом жанре, к тому же находящемся на своем месте, является большой алтарь собора в Паленсии («Двенадцать сцен из жизни Христа», 1505-1506 гг.).

Большой алтарь собора в Паленсии
Большой алтарь собора в Паленсии

В этих сценах рельефность изображения соперничает со скульптурой, создавая эффект обмана зрения, столь характерного для фламандской живописи, лица трактованы подчас гротескно – северный темперамент здесь подчинился испанской патетике. В этом же стиле Хуан Фландрский расписывает главный алтарь церкви Святого Лазаря в Паленсии. На его картинах святые показывают свои стигматы, архангелы светятся утонченной красотой, а дьявол, воплощенный в драконе, имеет гусиные лапы. Часто можно видеть очень характерную для Северного Возрождения деталь - выпуклое зеркало (иногда в виде щита или металлического сосуда), в котором отражается пейзаж. Это придает живость и реальность каноническим сюжетам.

Распятие
Распятие

Жизненный путь художника закончился в Паленсии, предположительно в октябре 1519 года. В это время в документах появляется «вдова Хуана де Фландес, мастера из Гента».