Найти тему
Вечерняя Казань

Вижу другого в себе: в Казани стартует первый фестиваль автофикшн «МОЙ MOÑ»

Мероприятие пройдет с 20 по 28 февраля в Казани на разных площадках - в театре MOÑ на базе Национальной библиотеки Татарстана и в ЦСК «Смена». Зрителей ждут авторские спектакли «о себе» и увлекательные диалоги с критиками.

атральная площадка MOÑ
атральная площадка MOÑ

Необычный для казанцев формат фестиваля организаторы объясняют так: за несколько последних сезонов в репертуаре площадки MOÑ наряду с развитием документального театра и театра горожан естественным образом появились автобиографичные нарративы. Художники стали создавать спектакли сами о себе, а с развитием автофикшна в литературе подобные работы стали основой для театральных исследований.

Объясняем, что такое автофикшн. Под таким названием набирает популярность кросс-жанровое направление литературы, в котором автобиография смешивается с художественной прозой, то есть реальные события и достоверные факты переплетаются с авторским вымыслом. При этом, рассказывая о непосредственно пережитых событиях, автору гораздо важнее передать свои эмоции, чувства и ощущения. Повествование обычно ведется от первого лица, хотя допускается и анонимность.

Фото: театральная площадка MOÑ
Фото: театральная площадка MOÑ

В афише MOÑ действительно уже немало подобных спектаклей, и они самым естественным образом вошли в программу фестиваля «МОЙ MOÑ»: это моноспектакли Ильдара Алекбаева и Венеры Галимовой, разговоры об отцах Нурбека Батуллы, Ислама Валеева и Сугдэра Лудупа, театральная версия автофикшн-книги Радмилы Хаковой «147 свиданий» (издательство «Эксмо»/«Бомбора», 2019). Отрывки из ее книги публиковали Esquire, «Афиша», «Сноб» и другие медиа.

Итак, за время фестиваля казанцы увидят такие спектакли, как «Венера-1» (22 февраля в MOÑ, модератор обсуждения Айсылу Кадырова); «147» (23 февраля, модератор Кристина Матвиенко); «15172» (24 февраля, Кристина Матвиенко); «Диалог» (25 февраля, модератор Юлия Клейман), «Прима» (также Клейман) и «Смена формата» (28 февраля, обсуждение спектакля с, пожалуй, самым известным критиком России в области современного театра Олегом Лоевским). Показы пройдут на площадке MOÑ.

Программу фестиваля также составят просветительские события: лекции и открытые дискуссии про автофикшн в театре и литературе, а также воркшопы театроведов Кристины Матвиенко и Юлии Клейман. Так, первое событийное мероприятие «Вижу другого в себе» (модератор Матвиенко) пройдет в день открытия фестиваля 20 февраля в выставочном зале Нацбиблиотеки. Личный опыт, собственное тело, память - все становится материалом для художника. Предлагается обсудить данный феномен: это попытка художников выйти из-под власти рынка либо желание обрести полноту личности в «спектакле о себе», а может, интуитивное понимание того, что на чье-то личное всегда интересно смотреть другому. «Искусство - чуткий резонатор, беспредельное стремление к новой исповедальности и самопрезентации захватывает нас: смотрю из себя - вижу другого, и наоборот. Поговорим о пользе, сложности и своевременности автофикшна в театре как попытке реального актуального искусства», - пишут организаторы встречи.

Фото: театральная площадка MOÑ
Фото: театральная площадка MOÑ

Воркшоп «Как описать увиденное» Юлии Клейман посвящен анализу современного театра и написанию рецензий (с 22 по 28 февраля). А 23 и 24 февраля Кристина Матвиенко проведет воркшоп «Автофикшн как инструмент смены оптики», он адресован исследователям современного театра и каждому, кто им себя ощущает (18+).

Писательский класс «Мама пишет» 25 февраля (с 12 до 14 часов, возрастной ценз для слушателей 18+) проведет казанская журналистка и писательница Радмила Хакова. Результатом ее интерактивного занятия станет театрализованная публичная читка текстов в постановке известной казанской актрисы и режиссера Елены Калагановой (участники писательского класса Хаковой прочтут свои тексты зрителям). Напомним, что Радмила Хакова также является соведущей подкаста «Хорошие отношения», а ее писательские курсы «Так и было: как писать о своей жизни» прошли более 3000 человек. Более того, Радмила Хакова - соавтор сценариев к спектаклям «Мергасовский», «147» и «Отстань от себя» на театральной площадке MOÑ. Второй воркшор Радмилы «Так и было: как писать о своей жизни» пройдет 23 февраля в выставочном зале НБ РТ (возрастной ценз 18+).

Фото: театральная площадка MOÑ
Фото: театральная площадка MOÑ

Обращаем ваше внимание на лекцию «Казанская сцена современного танца: кто есть кто», которая состоится 23 февраля. Разговор предстоит увлекательный и познавательный. Кто первым познакомил Казань с современным танцем? Кто возрождал это направление после советских лет забвения? С кем ассоциируется казанский современный танец сегодня? Ответы на эти вопросы даст театральный критик Айсылу Кадырова. Отметим, что исследователь современного танца работала в экспертных советах и жюри Национального российского театрального фестиваля и премии «Золотая маска», Дальневосточного фестиваля современных танцевальных спектаклей и миниатюр «Иное», международного фестиваля танцевального перформанса «ТелоВидение», а в не таком уж и далеком прошлом Айсылу была журналистом «Вечерней Казани».

Гостями и лекторами фестиваля станут не только представители театра, но и литературы. Например, главный редактор издательства Ad Marginem Михаил Котомин и книжный обозреватель журнала «Правила жизни» и магазина «Подписные издания» Максим Мамлыга.

На лекции «Тысячеликое «я»: автофикшн в современной русскоязычной литературе или поиск идентичности на грани правды и вымысла» в Центре современного искусства «Смена» 25 февраля Мамлыга расскажет о направлении автофикшна в литературе, его социальных и эстетических предпосылках. А также о том, как с ним работают современные русскоязычные авторы и какие книги из современного автофикшна стоит прочесть.

Там же, в «Смене», 27 февраля Михаил Котомин и Кристина Матвиенко проведут интереснейшую встречу «Записывая себя в действующие лица». После общественной дискуссии к ним присоединится гость фестиваля - хореограф Софья Валиуллина, которая исполнит пластический «Манифест к русскому перформансу». На сайте фестиваля обещают, что «Будет и резко, и нежно. Перформанс, придуманный за 15 минут на борту самолета авиакомпании «Победа», следовавшего по рейсу DP450 из Тюмени в Москву. Живое пособие по созданию успешного перформанса или не очень успешного и вообще даже не перформанса». Таким образом, открытая дискуссия и танцперформанс объединятся в одно событие, зрители увидят, как теоретические конструкции преломляются в художественной практике.

Фото: театральная площадка MOÑ
Фото: театральная площадка MOÑ

Подчеркнем, что танцовщик и перформер Софья Валиуллина работает с экспериментальными формами движения и физическим театром в формате арт-акций, в которых стремится к эпатажу, обращаясь при этом к простым понятиям из жизни современного человека. Она обладательница спецпризов всероссийских и международных фестивалей, среди которых OpenLook (Санкт-Петербург), Дягилевский фестиваль (Пермь). Участница творческих резиденций и лабораторий DialogLAB в Рузе, Context. Diana Vishneva. Кроме того, Софья Валиуллина - артистка спектакля Youkali креативной лаборатории musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса (режиссер Анна Гусева, хореограф Анастасия Пешкова).

В заключение отметим, что жанр автофикшн прижился во Франции еще в 1990-е, затем проник в английскую литературу, когда был опубликован крайне противоречивый труд норвежского писателя Карла Уве Кнаусгора «Моя борьба» (в сочинении из шести томов писатель в мельчайших подробностях описывал бытовые и драматические ситуации из собственной жизни, не стесняясь выставлять себя в дурном свете рассказами об истязаниях отца-алкоголика или неудачном первом сексе). В Америке всплеск интереса начался в 2013 году. В Россию же автофикшн как отдельное направление пришел в 2019 году вместе с первым томом Кнаусгора. Одновременно стали появляться и русскоязычные произведения. Одним из первых больших текстов в жанре автофикшна на русском языке стал дебютный роман поэтессы Оксаны Васякиной «Рана».

Думается, придуманный казанскими креаторами и подвижниками современного искусства театральный фестиваль МОЙ MOÑ всколыхнет столицу республики и привлечет молодую думающую аудиторию к совместному преобразованию «старого мира». Долой пелену с усталых глаз!

Автор: Ольга Юхновская