Все реки мира вьются, если они не заточены в камне. И этому есть простое объяснение. Расскажу простыми словами.
В отличие от бурных горных потоков, реки равнин кажутся тихими и ленивыми. В отличии от горных потоков, которые ограничены каменными стенами ущелий, они буквально заточены в камне.
А на открытых равнинах эти каменные стены уступают место мягкой почве, позволяя рекам гораздо больше свободы в смещении берегов и прокладывании собственных постоянно меняющихся путей к морю или другим водоемам – путей, которые почти никогда не идут прямо.
Для превращения прямого участка реки в извилистый достаточно небольшого возмущения и немного времени – а в природе этого предостаточно.
Допустим, бобр выроет себе нору в одном из берегов реки. Его туннели – уютный дом, но они также ослабляют берег, который в конце концов начинает осыпаться и оползать в русло.
Вода устремляется во вновь образовавшуюся впадину, смывая рыхлый грунт и углубляя её ещё больше, что позволяет воде течь чуть быстрее и смывать ещё больше земли с берега... И так далее, снова и снова.
По мере того, как всё больше потока реки отклоняется в углубляющуюся яму на одном берегу, а противоположная сторона русла мелеет и замедляется.
А поскольку медленно движущаяся вода не может нести песчаные частицы, которые может нести быстрое течение, грязь осаждается на дне, накапливаясь до образования отмели, замедляя поток ещё больше, пока край русла не превращается в новую сушу на внутреннем берегу.
Тем временем быстрое течение у внешнего берега выносится из поворота с достаточным импульсом, чтобы перебросить его на противоположную сторону, где оно начинает формировать ещё один изгиб. А затем ещё один, и ещё, и ещё.
Чем шире река, тем дольше течению добираться до другого берега, и тем больше расстояние до следующего поворота по течению.
На самом деле, измерения извилистых рек по всему миру выявляют удивительно правильную закономерность: длина одного S-образного меандра обычно примерно в шесть раз превышает ширину русла. Так что маленькие извилистые ручейки выглядят просто как миниатюрные копии своих больших собратьев.
Пока ничто не мешает извилистому течению реки, её изгибы будут становиться всё более и более извилистыми, пока не замкнутся в кольцо. Когда это происходит, река следует более прямому пути вниз по течению, оставляя за собой полумесяцеобразный водоём, называемый старицей.
Спасибо, что ставите лайки!