3,2K подписчиков

Кереметище

Олег три года отучился на историко-английском факультете, и начались у него проблемы с английским языком: зачеты не ставили, долги росли.

Олег три года отучился на историко-английском факультете, и начались у него проблемы с английским языком: зачеты не ставили, долги росли. Студент-должник погорячился и объявил декану, что к нему придираются, и поэтому он бросает институт. А декан в ответ ему предложил на выбор: или кирзовые армейские сапоги, или отдохнуть от учебы - поработать годик учителем в деревне.

Так и появился у нас в школе новый историк Олег Петрович. Как два холостяка, мы с ним подружились и стали проживать вместе в учительском доме.

Я в свободное время увлекался охотой, поэтому и приехал два года назад в сельскую глубинку, а Олег не только не разделял этого увлечения, но и частенько называл меня душегубом и даже «убивецем». Сам же приятель любил полежать на кровати и почитать что-нибудь историческое.

Когда выпал первый снег, я позвал коллегу побродить по окрестностям нашего села. Олег не сразу, но согласился, хотя был честно предупрежден, что я хочу использовать его в качестве охотничьей собаки.

Охотник, то есть я, обходил очень осторожно, бесшумно мелколесья стороной, а Олег, запинаясь о невидимые под снегом кочки, громко чертыхаясь, по моему заданию продирался сквозь кусты напролом и выгонял зайцев в чистое поле. Потом он громко возмущался, почему они бежали в мою сторону, вот «если бы он был ушастым грызуном, то он никогда, ни за что …»

Наконец, мы подошли к небольшой березовой рощице, ради которой я и пригласил, в действительности, Олега с собой на прогулку.

Мы достали термос, бутерброды, присели на поваленное дерево перекусить. Погода была солнечной, небольшой морозец. Недалеко от нас виднелась марийская деревня.

Все это мой напарник с удовольствием рассматривал, и наконец-то, он обратил внимание на старую толстую березу, под которой мы остановились на отдых.

На этом дереве, окруженном молодыми березками, с сучьев свисали повязанные на них ленточки, пестрые тряпочки, вышитые полотенца. Олег с недоумением посмотрел на все это, потом спросил меня:

- А что тут за маскарад такой?

- Капище, - как можно спокойнее ответил я ему.

- Какое капище?!

- Неужели историку нужно объяснять, что язычники не ходят в церковь. У них свои святые места для молитв и различных обрядов.

Олег Петрович смотрел на меня с большим изумлением и недоверием. В наше время, когда уже и христиан почти не осталось, вдруг якобы какие-то язычники существуют.

Я показал ему в сторону видневшейся деревни:

- Да, да, уважаемый! До сих пор ходят сюда, сам видишь. Посмотри, вон новенькая ленточка висит. Вот так-то!

Эта прогулка совершенно перевернула жизнь моего товарища. Куда подевались апатия, пустая трата времени? Все свободное от уроков время Олег теперь встречался со стариками и старушками и расспрашивал их о прошлом. Потом вечерами записывал услышанное в карточки и раскладывал по папкам: легенды, интересные истории из прошлого, даже отдельные слова местного диалекта.

И так всю зиму. А весной наш летописец, «монах Нестор», вышел на новый уровень – он стал навещать стариков в соседней марийской деревне, дошла очередь и до капища.

Однажды он шел по деревне и встретил бывшую нашу ученицу, студентку медучилища Светлану. Та от колодца несла полное ведро воды.

- Здравствуйте, - сказал Олег Петрович. - Я знаю, Вас Светланой зовут. Вы в школу к сестре приходили. А в деревне я Вас вчера видел и позавчера тоже. Как ни приду сюда, так Вы мне навстречу.

- Это, Олег Петрович, наверно, судьба! – серьезно сказала Светлана. – А еще, Олег Петрович, сегодня Вам такая удача будет.

- Это почему же?

- Встретить бабу с полным ведром – всегда только к хорошему!

- Какая баба?! Вы девушка! Добавлю, красивая девушка!

- Ну и что? Ведро-то полное!

- Тогда подавайте мне удачу.

Света поставила ведро на землю:

- Пожалуйста! Возьмите! Вы о чем расспрашивали сегодня, вчера и позавчера наших старушек? О капище? И никто вам ничего не рассказал и не расскажет. Потому что нельзя. Это запретная тема. Олег Петрович, мы наверно, неправильно стоим, посередине улицы, у всех на виду. Так не принято. Давайте пройдем в сторону нашего дома. Нет, ведро я сама понесу. Тут вон рядом.

Жила Света всего лишь через дорогу, чуть наискосок.

Олег Петрович и девушка присели на скамеечку под окнами дома.

- И почему, Света, это запретная тема?

- Как наше капище называли Вам старики в селе?

- Кереметище.

- Кереметь – это черт по-марийски. Получается, святое место, где наши боги живут, с чертом связали. А еще, Олег Петрович, колхозное руководство много лет назад решило рядом с этой рощей скотомогильник сделать. Вот и не дает нашим старикам обида с чужаком откровенничать.

Олег с удивлением посмотрел на девушку:

- И что мне делать?

Девушка впервые улыбнулась, посмотрела учителю прямо в глаза и уже серьезно сказала:

- Олег Петрович, теперь очень внимательно слушайте. Все рассказать и показать Вам могу я. Вы не торопИтесь, подумайте, потому что, если Вы согласитесь, то обратной дороги уже не будет.

- Ой, как здорово и загадочно! Но я согласен сразу и бесповоротно. Я Вам, Света, полностью доверяю!

- Ой, зря Вы так. Как Вы опрометчивы! Надо учесть еще и мои личные мотивы.

- Светочка, когда?!

Девушка приблизила свое лицо близко к лицу Олега, заглянула в самые зрачки его глаз и почти шепотом ему сказала:

- Очень скоро ТЫ почувствуешь, что я ТЕБЯ жду вечером на капище. Услышишь меня, придешь – хорошо! Не придешь – значит, не судьба! Всё! Я буду ждать!

Был конец мая, ученики и учителя (гораздо больше!) готовились к экзаменам, все были заняты своими делами. А однажды вечером мой товарищ вдруг собрался, объявил, что хочет погулять, ему нужно побыть одному, и ушел.

В мае даже поздним вечером достаточно светло. Да и от села в сторону деревни была хорошо накатанная дорога. Ночь обещала быть теплой. В каждом кусту пели соловьи, с реки доносилось утиное кряканье.

Поднявшись по дороге в гору, Олег свернул влево и пошел к виднеющейся роще напрямую по траве. Пройти-то по полю надо всего метров триста.

Вот и березы. Олег шагнул в лес и сразу увидел костер у священного дерева. Около небольшого костра, освещенная его пламенем, стояла Света. На ней было марийское белое расшитое платье, волосы повязаны ленточкой. Девушка повернулась к своему гостю, приложила палец к губам и знаком показала, чтобы он встал с ней рядом.

Света взяла учителя за руку и тихонько, шепотом стала говорить:

- Молчи, слушай. Я рада, что ты пришел, значит, ты услышал, что я здесь и зову тебя. Ничему не удивляйся. Всё, что нужно, я тебе подскажу или сам догадаешься.

Света и Олег стояли теперь плечом к плечу перед костром, напротив священной березы.

Девушка бросила в костер зерна, достав их горсточку из маленького мешочка, висевшего на поясе, взяла Олега опять за руку и низко поклонилась костру. Олег тоже поклонился и понял по взгляду Свету, что поступил правильно. А потом девушка негромко заговорила … на марийском языке.

Олег понял только самые первые слова – Ош Поро Куго Юмо, Белый Добрый Старший Бог.

Чем дольше говорила Света, тем сильнее разгорался жертвенный костер. Языки пламени метались из стороны в сторону, словно их кто-то раздувал. Вдруг над головами, Олег даже вздрогнул, захлопали крылья, и большая ночная птица вынырнула из темноты и с шумом опустилась на толстую ветку священного дерева. Огромные желтые глаза птицы, не мигая, смотрели вниз, на стоявших у костра.

Несколько раз Света бросала в огонь зерна, кланялась (Олег тоже вслед за нею). Потом девушка сняла с головы ленточку, волосы так и рассыпались по ее спине, обошла костер и обвязала длинной лентой весь ствол священного дерева. Постояла у дерева, как бы прислушиваясь к тишине. Олегу показалось, что где-то в кроне березы что-то прошелестело, а потом ночная птица, неожиданная гостья, ухнула на весь лес, захлопала крыльями и улетела.

Девушка подошла к Олегу, взяла его голову двумя руками, наклонила к себе и легонько поцеловала. Голову отпустила, но осталась стоять рядом. И Олег так понял: он наклонился к девушке и тоже коснулся ее мягких губ. Близко увидел, что глаза у Светы заплаканные, и даже почувствовал солоноватый привкус поцелуя.

- Олег, теперь можно спрашивать.

- Спасибо, Света. Что это всё было?

- Я рассказала главному марийскому богу, что ты очень симпатичный и умный парень. Когда я была маленькой девочкой, ты мне часто снился, однажды даже во сне нес меня на руках. И еще, мне недавно одна старушка нагадала, что в двадцать лет я выйду замуж.

- А сейчас сколько?

- Девятнадцать. Мне, Олег, пора ехать, зачеты сдавать.

- И что теперь?

- Ничего. Это я с богами разговаривала, о своем, девичьем. Со старинным обычаем тебя познакомила. Не принимай всерьез. Ты иди к себе, не надо, чтобы нас видели вместе. Я тут приберусь и тоже домой уйду.

- Ты не боишься быть одна в лесу?

- Меня охраняют наши боги.

Олег Петрович быстро дошел до села, но вспомнил, старики рассказывали, что в прошлом перед селом, когда все земли тут были марийскими, вот здесь, у дороги, стояла изначально священная липа. В давние-предавние времена именно у этого дерева язычники совершали свои обряды. Потом эту святыню случайно, а может, и неслучайно какие-то злыдни сожгли, и только после этого свои праздники местные жители перенесли в березовую рощу, которая находилась поближе к их деревне.

Олег свернул с дороги: точно, вот они, потомки древней языческой святыни, несколько деревьев, среди которых были и липы. Ленточек с собой у парня, конечно, не могло быть, но на шее висел модный кулон с изображением сердечка. Олег снял с себя цепочку с кулоном, повесил на ветку самой высокой липы, поднял руки ладонями перед собой и торжественно произнес:

- О боги! Да будет так!

В нашей школе Олег Петрович проработал еще один год. По окончании второго года работы он и Света поженились и уехали от нас в Саратовскую область, на родину Олега.

… Прошло много лет. Ездили мы летом с одним приятелем в исконно марийский край. Было жарко. И тут мы увидели аншлаг, что недалеко от шоссе находится родник.

- Давай заедем, - предложил я моему водителю.

- Мысль хорошая, - согласился он.

Около ключика, чуть в сторонке, стоял старый величественный дуб. Судя по его толщине и корявости, дубу не меньше пятисот лет. На всех его ветках были повязаны самых разных цветов ленты! Свободного места не найдешь! Листьев не видно! Священное дерево!

У меня в кармане лежал ключ от дома, на котором был роскошный брелок: яркое солнце, цепочка, бубенчики. Отстегнул я брелок, приладил его на тонкую ветку, раздвинув свисающие ленточки. А потом под удивленным взглядом моего молодого попутчика я поднял руки ладонями к дереву и важно произнес:

- О боги! Духи неба, огня, земли и воды! Я приветствую вас! Пусть на этой земле всегда будет так! Зимой пусть будет зима, летом – лето! Днем пусть светит солнце, по ночам – луна и звезды! Хочу, чтобы всегда на земле жили люди, влюблялись, дарили друг другу цветы, растили детей. Чтобы никогда не было войн, болезней, несчастий. Я знаю, боги, вы меня услышали! И самое главное - спасибо вам за то, что я живу в этом прекрасном мире!

Всю дорогу у меня было замечательное настроение, словно я сделал что-то очень хорошее в моей жизни.

(Щеглов Владимир, Николаева Эльвира).