Она посвящена осмыслению специальной военной операции в отечественной художественной культуре.
Выставка современного искусства «Русский стиль: сталь» открылась в Национальной библиотеке Республики Татарстан. Ее кураторами выступили Лейла Фаизова и Вера Алина, руководители центра «Десница», а также Светлана Чепрова из Москвы.
Как рассказал Readovka.News руководитель проекта Антон Беликов, создать нечто подобное он хотел давно. По его словам, ему всегда нравился железный век и был интересен металл, тяжелый и настоящий по сравнению с современными материалами – альтернатива пластиковой постмодернистской реальности.
«Сталь – это плоть войны, а люди – ее кровь. Помню, в Серпуховском музее увидел развороченный взрывом лист корабельной брони. Замершая в металле энергия произвела на меня тогда сильное впечатление», – поделился Беликов.
По его словам, сейчас русский народ разделился надвое. Одни – те, кто видит себя с лорнетом в театральном партере, наблюдающие за историческими событиями и делающие вид, что их это не особо касается. Другие – те, кто вершат историю железом и кровью.
«Воин сегодня историчен, а наблюдатель – нет. Мне как художнику интересные воины, потому что они сформируют облик России будущего. Именно о них этот проект, который я вижу как свидетельство истории», – рассказал Беликов.
Первую серию стальных плит от бронежилетов художник закупил сам на свои военные деньги и попытался объяснить смысл проекта друзьям и коллегам по профессии.
«Когда я говорил с художниками об этом проекте, я всех их предупреждал, что рядом с их художественными работами будет выставлен реальный бронежилет раненого бойца. Этот предмет и стал своего рода нравственным ориентиром, который позволил обеспечить главное - предельную серьезность, осознанность и сосредоточенность художника на предложенной теме», – поделился Беликов.
Группа боевых товарищей Антона Беликова попала под минометный обстрел.. Двух бойцов тяжело ранило, в том числе и их сапера Архимеда, с которым художник обсуждал и придумал идею проекта. 120-мм артиллерийская мина взорвалась от него в нескольких шагах, и жизнь бойцу спас тот самый стандартный бронежилет. Когда Архимед пришел в себя и его немного подлатали, он передал его для выставки.
«Этот посеченный осколками и залитый кровью бронежилет стал тем элементом, который позволил окончательно собрать мозаику. Когда я говорил с художниками об этом проекте, я всех их предупреждал, что рядом с их художественными работами будет выставлен реальный бронежилет раненого бойца», – поделился Беликов.
Изначально проект должен был быть небольшим и камерным, но потом к нему стали присоединяться самые разные творцы: от уличных художников и студентов до академиков и лауреатов премий. Примерно тогда к растущему проекту присоединился «Ратник» и обеспечил творческий коллектив плитами. Сейчас в проекте принимает участие более 50 участников – по словам Беликова, целый укомплектованный взвод.
«Наша творческая богема, убегая из страны два года назад, кричала, что она и есть культура, что с их отъездом Россия лишится ее. Я рад тому, что у России есть взвод художников, который смог разрушить присвоенной либералами монополии на культуру», – подчеркнул Беликов.
Несмотря на то, что руководство многих галерей и музеев «брезгливо кривится при слове "Война"», есть и те, кто бескорыстно помогает. Беликов отметил ценность поддержки, которую оказала проекту Национальная Библиотека РТ.