У каждого человека в жизни бывает небольшой, короткий период времени, когда он способен совершать что-то новое, большое, действительно перейти на другой уровень. Способен реально вкладывать во что-то энергию и достигать каких-то результатов. Большую часть времени впоследствии он только по инерции поддерживает то, что было сделано в этот короткий период времени.
Карл Густав Юнг говорил, что:
,,Наиболее продуктивное время человеческой жизни - где-то на уровне 37 лет. Обычно это примерно между 30 и 42 годами".
Когда человек имеет некоторый импульс вступить в Дхарму, но не использует его под различными предлогами, он совершает ошибку. Ошибка заключается
в том, что человек думает, будто его ,,я", которое есть сейчас, будет тем же самым ,,я", которое будет в будущем.
Он думает: ,,Сначала я накоплю денег, обеспечу свою жизнь, всё устрою, а потом, спустя определённое время, спокойно буду заниматься Дхармой".
Но получается так, что спустя какое-то количество времени человек обнаруживает, что его ,,я" уже совсем не то ,,я", которое было тогда, когда он хотел вступить на путь Дхармы. То ,,я", которое обнаруживается потом, уже вполне уютно чувствует себя на том месте, где оно зарабатывает деньги. И эту сумму заработанных денег человек уже совсем не хочет тратить на то, чтобы вступить на Путь Дхармы. И человек говорит: ,, Не буду я фанатиком. Буду спокойно практиковать и жить нормальной человеческой жизнью. Нельзя предавать близких, семью, работу".
Получается примерно так, как если бы кто-то копил несколько лет деньги, чтобы подняться на Эверест, а в результате решил потратить их на постройку второго этажа на своей даче. Потому что на Эверест ему уже не очень хочется.
Люди не учитывают того факта, что в жизни действует сильная и с возрастом всё увеличивающаяся сила стагнации.
С возрастом все труднее и труднее преодолевать ставшие привычными вещи и совершать какие-то необыкновенные поступки. Поэтому вот этот момент, когда есть импульс к достижению просветления, нужно ловить.
Очень многие люди отказываются от подобного импульса, от бодхичитты - устремленности к просветлению, под предлогом: ,,я не хочу фанатеть".
Почему-то, например, сидеть 18 часов за компьютером не считается ,,фанатеть".
И работать по 12 часов в сутки в офисе тоже не считается ,,фанатеть". Также не считается ,,фанатеть", скажем, написать какую-то диссертацию на тему ,,сопротивление материалов".
А практиковать Дхарму больше, чем 15 минут 2 раза в день - это уже считается фанатизмом. Причём, многие ,,мудрецы" утверждают, что и это совсем не нужно.
Можно привести пример из жизни обычных людей. Как ведут себя те, кто достигает каких-то успехов в чём-нибудь?
Например, был такой известный пианист Святослав Рихтер. Он никогда не играл на пианино меньше, чем 12 часов в сутки, вызывая бесконечную ненависть своих соседей и всех окружающих. И если на концерте он иногда вдруг чуть-чуть как-нибудь немножко неправильно сыграет, бывало, какую-нибудь ноту, причём этого даже никто и не услышит, кроме него самого, то потом Рихтер сидел, схватившись за голову руками, и стонал: ,, О, какой стыд, какой позор!"
Время от времени он перенапрягался, его увозили в психиатрическую клинику, подлечивали и он возвращался к своей прежней деятельности. Врачи, возможно, говорили ему, что это вредно, что он должен сменить образ жизни, но он был просто полностью предан. То есть он -,,фанател".
Так получается ВЕЛИКИЙ пианист. Другого пути нет.
Или Достоевский, который писал свои романы по 12 часов в сутки.
В молитве Кагью говорится : ,,преданность – это голова медитации, отречение - ноги медитации, непрерывная внимательность – это тело медитации".
Преданность – это не что иное, как готовность и желание вложить всю энергию, которая у тебя есть, всю свою страсть, все свои ресурсы в какое-то дело для достижения результата.
Преданность - это не эмоциональное чувственное состояние, при котором ты сидишь со слезами на глазах, весь воспаривший ввысь где-нибудь в присутствии учителя или в церкви, а потом возвращаешься домой и продолжаешь крутить свои обычные сансарические колёса. Преданность - это когда ты готов вложить свою главную энергию жизни в дело просветления.
Иногда люди вкладывают всю свою энергию, всю страсть в совершенно бессмысленные или имеющие мало смысла дела и при этом не считается, что они ,,фанатеют".
Например, был интересный пример из жизни человека, который, действительно, жил в Ленинграде. Человек всю жизнь работал на Кировском заводе и до такой степени был предан заводу, что написал 30-томную историю Кировского завода в стихах.
В конце концов он состарился и его уволили. Но человек продолжал ходить на другой конец города на Кировский завод - пешком, поскольку экономил на проезде. Он стер себе ногу, нога закровоточила, получилось заражение крови и человек умер где-то по дороге к Кировскому заводу. Вероятно, последнее, что он увидел, это был Кировский завод в ореоле лучей или что-нибудь в этом роде.
Когда человек вкладывает свою энергию в такого рода занятие, это считается совершенно нормальным.
Также совершенно нормальным считается вкладывать огромную энергию и кучу денег в то, чтобы дать ,,образование ребёнку".
В Пури был один владелец ресторана, Раджу, который долгое время готовил нам еду. У него собирались живущие в Пури иностранцы. Это был своего рода клуб.
Раджу тяжело работал много лет, продал землю и вложил все свои деньги в образование для своих детей. В итоге дети выросли полными болванами. Один из них не мог даже правильно считать, второй куда-то уехал, не прислав отцу ни копейки денег. В итоге Раджу впал в депрессию и повесился. Мы узнали об этом, приехав в Пури в декабре.
Много есть случаев подобного рода, когда сансарические цели приводят людей к полной фрустрации.
Почему-то практиковать Дхарму считается фанатизмом, в то время как вкладывать свою жизнь в абсолютно бессмысленную или временно осмысленную сансарическую активность, считается нормальным.
Если вы вкладываете свою энергию в Дхарму, то в итоге вы получаете изменение орбиты своей жизни, получаете освобождение и получаете реальный плод. Плод, который не уничтожается даже с наступлением вашей смерти.
Шанг Ринпоче сказал :,, Одеть доспехи после того, как тебя ранили, раскаиваться в злых деяниях на пороге смерти и давать посвящение трупу после того, как он умер, это, конечно, всё хорошо, но не слишком ли поздно?"
Конечно, бывают исключения. Например, у нас в Таши - Джонге жил преуспевающий инженер из Аргентины, Мариано, который в первый раз услышал о Дхарме только в 44 года. Это так его впечатлило, что в возрасте 45 лет он продал всё своё имущество, переехал жить в Таши- Джонг, и прожил там с небольшими перерывами 20 лет практически всё время в ретрите.
Была ещё аргентинка Дата. Она вырастила пятерых детей и сказала, что теперь может заняться Дхармой. В 55 лет приехала в Таши-Джонг, сделала Нёндро, несколько лет жила в Индии и практиковала.
Если человек не прошел Путь, то кем бы он ни был, вместе с падением уровня жизненной энергии его старость будет заключаться в постепенном уменьшении способностей и возможностей, затухании и угасании. В устремлении быть молодым, в цеплянии за молодость, в назойливых воспоминаниях о прошлом, беспокойстве о внуках или в страданиях от их отсутствия. И тёмная неопределенность впереди.
Если ты прошел путь, то ты ни в коем случае не променяешь свою самую дряхлую старость ни на какую самую прекрасную молодость, потому что твоя жизнь с годами превращается в поток все большей радости и большей свободы.
Ты будешь думать о надвигающейся смерти, как о приятном летнем отпуске после долгой и тяжелой зимней работы.
Говорится: ,, Для обычного человека смерть - это крах, а для хорошего практика смерть - это триумф".
Как говорил Доржонг Ринпоче: ,,Если ты практикуешь ЭТО - он имел в виду практику Ригпа - то тебе для этой практики требуется вся твоя жизнь. Но если ты ЭТО практикуешь, то в момент смерти ты никуда не уходишь , ты просто тут."