Найти тему
soullaway soullaway

Ушедший Егор Летов ставший популярнее, чем при жизни.

О том, что появится какой-то интернет, который заполонят смешные картинки с Игорем Федоровичем, я не мог предполагать в 1997 году, когда начал его слушать. Какие ещё тут могут быть смешные картинки, если для нас тогда всё было предельно серьёзно? Егор Летов был олицетворением андеграунда, и тягаться с ним не мог в ту пору никто. Как показало время, он вообще оказался в каком-то смысле уникальным исполнителем чьё место физически невозможно занять. Все попытки других музыкантов добиться такой же популярности оказались обречены на провал. Кому-то не хватило музыкальных талантов, кому-то не хватило харизмы. Да и едва ли нам нужен был второй Летов. У нас уже был свой персональный и мифологизированный Иисус, чьи песни воспринимались как откровение. Радио, фотографии в глянцевых журналах это всё случится позже. В 90-е годы «Гражданская Оборона» существовала вне любой системы. И это нас и привлекало.

По футболке с изображением молодого человека за колючей проволокой можно было идентифицировать своих и чужих. У меня как раз такая же футболка и была. Ирония в том, что в 90-е годы Игорь Федорович выглядел иначе. Бурная молодость прошла, и человек записывал серьёзные альбомы, но полюбили мы его, конечно же, не за это. Полюбили мы его как раз, за какой-то животный протест, лившийся с записей 80-х годов. Отвратительный звук, тексты, которые не будешь слушать при маме одновременно наполненные нецензурной лексикой и странными словами незнакомыми подростку. Энтропия, апология, апофеоз, профанация. Ну, где это всё можно было ещё услышать в 13 лет и заинтересоваться? Только в песнях Летова. Тем более эти же слова смешивались с хорошо знакомым языком и обильно удобрялись яркими метафорами, от которых оставалось приятное послевкусие.

Буквально сразу же мне стало понятно, что всё, что было до этого неважно. А вот «Гражданская Оборона» это всерьез и надолго. На тот момент я учился в музыкальной школе, у меня были неплохие оценки в обычной школе, и ещё я любил чтение. Правда и с директором и завучами я был знаком. После знакомства с песнями Летова всё это перестало иметь значение.

-2

Появление «Гражданской Обороны» на радио в 2005 году я воспринял как какое-то предательство. Тогда я ещё не понимал, что на самом-то деле это было правильным поступком. Всю жизнь играть в кинотеатрах за пределами центра Москвы и советских ДК по провинции было бы нелепо. Летов развивался, и вместе с ним должна была развиваться и публика. Впрочем, даже появление в ротациях на радио никак не мешало ходить на его концерты. Там-то он пел всё те же хорошо знакомые мне песни. И вот однажды всё это закончилось.

В 2008 году я служил в армии, когда мне сообщили, что всё, праздник кончился и больше на концерты группы мы не сходим. Это было каким-то ужасным событием, после которого на нашей сцене образовалась пустота. И если уж кого-то из музыкантов мне и не хватает сейчас, так это Егора Летова. Заменить его кем-то другим оказалось невозможно.

Только в случае с Игорем Федоровичем он получил словно какую-то легализацию после ухода. Неожиданно его стали цитировать СМИ, политики начали ездить к нему на могилу, тот же Миронов вот ездил, в квартире собрались открыть музей. А несколько лет назад его именем грезили назвать аэропорт в Омске. Иначе как какой-то иронией бытия это нельзя назвать.

-3

И получилось-то это, потому что люди, слушавшие его в юности, вдруг выросли и оказались вовсе не маргиналами, как считалось в 90-е годы. Нет, вышло всё не так. Кто-то устроился в глянцевые журналы, кто-то работает в туристической сфере, а кто-то даже умудрился стать бизнесменом. Цитировать Летова, начиная с середины 10-х годов, стало модно. Только на этот раз это был уже не андеграунд. Нет, Летов вошёл в пантеон наших поэтов и оказался в общем ряду вместе с Есениным, Высоцким и Баратынским. Вы можете сказать, что я преувеличиваю, но дело-то в том, что я прекрасно помню, как относились к нему в конце 90-х годов. В официальном дискурсе его почти не существовало.

Конечно же на мой взгляд никакой музей Летова не нужен в Омске, отношусь я скептически и ко всем этим статьям, которые сейчас о нём активно пишут. Но отрицать тот факт, что он стал в итоге частью нашей культуры не получится. И когда сейчас я натыкаюсь на кавер версии с его голосом, сделанным нейросетью, то не удивляюсь. Это и есть та самая популярность, от которой он пытался убежать при жизни. Просто сейчас его нет, а значит и нет возможности влиять на происходящее. Ведь мы же не можем контролировать круги, расходящиеся по воде от брошенного камня.

-4

Игорь Фёдорович успел нарисовать огромное творческое полотно доказав, что если ты делаешь что-то действительно настоящее, то люди тебя услышат. И даже после твоего ухода будут тянуться к этому творчеству. Это и есть пример того как настырный одуванчик раздирает асфальт, и он может его преодолеть.

У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.