Как известно всем (или хочется думать так) ребенок изначально имеет какие-то определенные склонности или способности, которые при благополучном развитии обстоятельств и возможностей родителей, а потом и его самого, могут быть развиты и принести определенные плоды в его дальнейшем определении и реализации себя в жизни как технаря, гуманитария, спортсмена, бизнесмена и т.д.
Как-то на привале в горных путешествиях возник спор о том, нужно ли заставлять ребенка что-либо делать, если он не хочет и делает это из под палки? К примеру учиться в музыкальной школе, заниматься карате или вязать крючком. Сейчас у многих коучей/психологов развивается и благополучно продвигается такая тема, которую пипл успешно хавает, что нужно заниматься исключительно любимым делом и всегда делать только то, что хочешь. Прям так и учат: "Не хочешь - не делай".
Возможно этот небольшой автобиографический рассказ поможет раскрыть этот вопрос.
Из всех школьных предметов у меня ко всем отношение было достаточно ровное за исключением одного - черчения! Это была моя ахиллесова пята и я всегда старалась отлынивать, виртуозно делегируя свои домашние задания родственникам и друзьям (благо были такие, кто это мог и любил). Вот чего терпеть не могла всем своим существом так это вымеривание вот этих миллиметров, склонившись в три погибели над столом, да и ещё поди ж ты - карандашами разной твердости, да и затачивать их там надо каждый по особенному! и не дай Боже миллиметр не туда - уже линии не параллельны и это блин оказывается кому-то же видно! А чего стоило заполнить рамку в правом углу "чертил/ проверил" да ещё и каллиграфическим почерком, да ещё и все буквы должны аккурат поместиться - я искренне думала, что если где-то существует ад, то там все сидят и чертят с утра до вечера! Когда выбирала профессию при поступлении в ВУЗ, спросила где меньше чертежей - туда и пойду.
Когда уже выпускалась в 90-х на предприятиях не платили, либо платили выпускаемой продукцией, к примеру зубной пастой или пластмассовыми изделиями, которые нужно было ещё сначала продать, чтобы выжить. Компании где труд реально оплачивался в нашем крохотном городке можно было на пальцах одной руки сосчитать. Поэтому когда мне вчерашней студентке без опыта работы предложили должность в одной из таких, да ещё и инженерную, отказаться было невозможно! Как вы уже возможно догадались - меня пригласили в конструкторское бюро! Было робкое подозрение, что я не пройду собеседование, специальность то у меня далека от требуемой, но видимо планам Вселенной противостоять никто не посмел.
Я зашла в свой первый в жизни рабочий кабинет и остолбенела от ужаса и отвращения, холодок пробежал по моей спине - там стояли кульманы и за ними чертили, чертили и чертили (люди конечно, а не то, что вам послышалось), кто сидя, кто стоя. Так начались мои трудовые будни. Заточка карандашей и писание каллиграфией все это оказалось сущей ерундой, я с удивлением узнала, что в этой "замечательной" профессии не просто о миллиметрах нужно вести речь, а также об их десятых и сотых долях!!! Так я познакомилась с "допусками и посадками". Опустим повествования о том, как я училась пользоваться штангенциркулем и логарифмической линейкой, причем замеры нужно было производить зачастую в цеху, где все жутко громыхает в масле и пыли, под пристальным наблюдением слесарных, сварочных или токарных бригад, что конечно не придавало этому занятию расслабленности и уверенности.
Я думала - когда ж это я так успела накосячить перед Жизнью, что она так надо мной издевается?! Мне реально было плохо и хотелось разрыдаться каждый день перед очередным выполняемым чертежом.
Благо попала мне тогда в руки книга Луизы Хей, модной по тем временам, и у нее я нашла такую интересную мысль, что пока ты не полюбишь и не будешь искренне благодарен Судьбе за то, что уже имеешь - ничего другого тебе не предложат. Я пришла в ужас! - Как не предложат?! И КАК я могу ЭТО полюбить?!
И нет, к вашему возможно огорчению, я так и не полюбила эту профессию, но я ее освоила на вполне достойном уровне. Взяла на себя ответственность по пресс-формам (самая кропотливая и мелко детальная разбивка чертежей - никто не хотел с ними связываться) и занималась только ими, создав базу данных и упорядочив уже имеющиеся образцы. Также, учитывая, что чертить я все же не люблю, придумала систему готовых "слепых чертежей", где нужно только проставлять размеры и допуски, которой пользуется народ и по сей день - вот уж истинно говорят, что лень - двигатель прогресса.
На все это действо ушло три года, после чего случилось чудо - меня буквально за руку в коридоре "совершенно случайно" поймал нужный человек и пригласил уже в другую компанию, где я тружусь и по сей день. Получилось как будто была проведена проверка на прочность и я по честному сдала таки свой экзамен по черчению.
К чему я это все? Жизнь конечно сама научит и поставит нас в такие условия, где мы вынуждены что-то освоить и познать, вынести определенный урок, приобрести опыт.
Так заставлять ребенка или нет? - вопрос не раскрыт! - здесь как и везде нужна гибкость, главное - не загубить интерес. Малой должен попробовать как можно больше разных занятий, чтобы иметь представление о чем вообще идёт речь. Но нужно обязательно прививать понятие "надо", и что помимо "хочу" есть ещё и обязательная программа. Ребенок должен знать, что нужно уметь прилагать усилия, трудится, мочь делать что-то через не могу и не всегда это должно нравиться или хотеться. Это думаю и есть одно из конкретных ядер.
И это касается не только детей - многие устраиваясь на работу искренне верят, что если это "ТВОЕ", то усилия не нужны и все слепится само собой, при первых же трудностях сдаются и уходят со словами " не мое".
А так то да - Мир и Жизнь сами показывают куда тебе надо направить больше внимания и сил и подсказывают где ты был не прав, нужно только уметь слушать. Но если ты частенько отказываешься от предложений или пытаешься считерствовать в их реализации, то возможно они перестанут тебе поступать или превратятся в безвыходную ситуацию, где ты будешь действовать вынужденно, как в моем случае, см.выше.
P.S: Осталось какое-то ощущение недосказанности так что возможно продолжение...