Найти в Дзене

Возникновение пространственных представлений у младенца

Мы узнаем об окружающем мире благодаря различным анализаторам (слуховому, зрительному, вестибулярному, вкусовому, мышечно-суставному и др.). Они посылают в кору головного мозга импульсы, которые там перерабатываются, упорядочиваются и складываются в представления о пространстве. Этот процесс называется сенсорной интеграцией. Благодаря тому, что сенсорные импульсы из окружающей среды и от внутренних органов объединяются у нас в голове, мы можем воспринимать свое тело, других людей и предметы. Сенсорная система начинает развиваться только тогда, когда орган чувств начинает взаимодействовать с той средой, для которой он предназначен. Глаз со светом, ухо со звуками, нос с запахами....Часть функций рецепторов начинает развиваться у малыша ещё при взаимодействия с организмом матери. В мамином животе у маленького человечка созревает температурная, тактильная, вибрационная, вестибулярная, общая хеморецепция (из которой в дальнейшем выделяется вкус, обоняние и органическая чувствительность,

Мы узнаем об окружающем мире благодаря различным анализаторам (слуховому, зрительному, вестибулярному, вкусовому, мышечно-суставному и др.). Они посылают в кору головного мозга импульсы, которые там перерабатываются, упорядочиваются и складываются в представления о пространстве. Этот процесс называется сенсорной интеграцией.

Благодаря тому, что сенсорные импульсы из окружающей среды и от внутренних органов объединяются у нас в голове, мы можем воспринимать свое тело, других людей и предметы.

Сенсорная система начинает развиваться только тогда, когда орган чувств начинает взаимодействовать с той средой, для которой он предназначен. Глаз со светом, ухо со звуками, нос с запахами....Часть функций рецепторов начинает развиваться у малыша ещё при взаимодействия с организмом матери.

-2

В мамином животе у маленького человечка созревает температурная, тактильная, вибрационная, вестибулярная, общая хеморецепция (из которой в дальнейшем выделяется вкус, обоняние и органическая чувствительность, или ощущения, поступающие от внутренних органов).

В первые дни жизни органы чувств ребёнка ещё не умеют должным образом реагировать на окружающую среду.

-3

Способность слышать, смотреть, ощупывать и другие подобные акты пространственной ориентации не являются у ребёнка врождёнными. Они появляются постепенно, благодаря интеграции зрительного, тактильного, слухового анализатора с двигательным аппаратом и ощущениями положения частей тела в пространстве.

Зрительная система (световой анализатор) начинает функционировать в тот момент, когда начинается взаимодействие глаза и света, т.е. когда глаз начинает сам функционировать в качестве оптической системы.

Церковь Темппелиаукио. Финляндия, Хельсинки.
Церковь Темппелиаукио. Финляндия, Хельсинки.
Уже в первые часы после рождения новорожденные способны к некоторой фиксации взора. Более или менее устойчивой она делается к 4-5 неделе жизни ребёнка, а к 3-месячному возрасту она становится уже довольно определённой. Перемещение линии взора за движущимися предметами начинается в возрасте около 2 месяцев с толчкообразных и установочных движений. Приблизительно с 3 до 5 месяцев наступает фаза скользящих непрерывных движений, сопровождающих движущийся объект.

Свет, попадая на сетчатку глаза, посылает сенсорные зрительные сигналы в ствол мозга, где обрабатывается зрительная информация. После обработки стволовые центры связывают эти импульсы с другими сенсорными сигналами (мышечными, суставными, вестибулярными и др.). Идет процесс сенсорной интеграции!

Слуховая система развивается под воздействием звуков.

Орган в церкви Темппелиаукио. Финляндия, Хельсинки.
Орган в церкви Темппелиаукио. Финляндия, Хельсинки.

Ориентировочный рефлекс на звук появляется у ребёнка в первые месяцы жизни. Благодаря этому малыш начинает поворачивать в сторону звука голову и тело, расширяется его поле зрения. Вначале ребёнок пытается "увидеть" звук: реагирует на его местоположение и направление, но не сразу осознает, что он невидим. Должна образоваться условная связь между движениями рук и изменением положения предметов, вызывающих звук (интеграция двигательных сигналов и звуковых импульсов). Не зря же малыши так любят погремушки! Они знают, что им нужно для правильного развития прямо сейчас.

-6

Звук и слух в первые месяцы жизни создают у ребёнка установку на существование невидимого пространства. Это его первые пространственные представления об образах вещей, которые в данный момент находятся вне зоны его видимости.

Постепенно ребёнок учится различать глубину пространства.

В 4-5 недель малыш уже может следить за предметом, находящимся на расстоянии 1-1,5 метра, в 2 месяца - за предметом на расстоянии 2-4 метров, а в период с 6 до 10 месяцев - за предметом, движущимся по кругу.

Осязание начинает активно формироваться к концу первого полугода жизни ребёнка, когда он уже может манипулировать предметами, сжимая и разжимая руки.

-7
Для того, чтобы ребёнок научился воспринимать пространство и накопил о нем самые элементарные представления, ему надо, прежде всего, накопить чувственные представления о своём теле, предметах окружающего мира и физических силах, которым наш мир подчиняется. При этом различение предметных качеств является относительно более лёгким процессом, чем различение их пространственых признаков.

Если Вам понравилась эта статья, подпишитесь, пожалуйста, на канал. Это поможет мне развивать его дальше и делиться с Вами другой интересной и полезной информацией про детей!