Продолжаем тему умонастроений современного казачества в контексте прошлой Гражданской.
Сергей Агеев
«Захар, участие казаков (в качестве казачьих частей Красной Армии) в Великой Отечественной войне – это славная страница нашей истории, но здесь есть одна серьезная загвоздка: а куда это всё делось потом? И почему? Ведь в послевоенном СССР эту реальность, которая на этих фотографиях, смыло как водой, так что ничего не осталось. К 1960-1970-1980-м гг. население казачьих областей – это уже обычные среднестатистические советские люди. А то, что вы привели на фото, – все эти из цикла "едут-едут по Берлину наши казаки" – к началу 1980-х годов нет, не замалчивалось, но было в истории войны на десятом плане и было уже очень большой ретроспективой. Вы скажете – много лет прошло от 1945 года? Но наше с вами поколение теперь точно знает, что это было совсем недавно – ну вот как для нас с вами Олимпиада-80. Разве давно она была? Так вот, факт остается фактом – в советскую эпоху казачество как явление аннигилировалось полностью. В тяжелые годы ВОВ поиграли с ними в этот антураж, а потом снова за свое – ленинско-сталинское отношение к казачеству, снова казаки стали ненужными. Прокрустово ложе ленинской идеологии неумолимо отсекало всё лишнее. И тот типаж, о котором вы мечтаете, – красный казак, гордящийся, что он воевал за Советскую власть и за Ленина, при этом оставаясь казаком с традицией и верой, был так же невозможен (по-настоящему!) в советской идеологии и культуре, как невозможен в ней был условный "Захар Прилепин" – т. е. интеллектуал, сочетающий социалистические убеждения и настоящую православную христианскую веру. Всё, что мелькало в советской культуре о казачестве на красной стороне, – это все было в большой ретроспективе. Как тот же "Тихий Дон" в годы нашего детства. Мы видели, что ничего этого уже не осталось. Вы возразите: но были же в реальности красные казаки, которые воевали в Гражданскую на стороне большевиков. Были. И храбро сражались. Правда, получается, фактически за то, чтобы перестать быть казаками, растворившись в массе общесоветского населения. Их путь, их право. Прибегут сейчас их потомки и будут рассказывать, как их бедняцкие семьи при царской власти угнетали, и вот поэтому... Повторю – их право. И Ваше право чтить их и писать о них. Но дело в том, что в целом 12 казачьих войск сражались в Гражданской войне против большевиков настолько упорно и отважно, что всё равно эту (основную для казаков) часть истории никто не сможет отбросить. Если только замалчивать... Но вряд ли это правильно».
ОТВЕЧАЮ.
1. Уважаемый Сергей! Казаки, увы, исчезли после Великой Отечественной войны, потому что послевоенный Советский Союз не был обществом карнавала. Особенно в послевоенные годы, когда задачи стояли огромные и рабочих рук было крайне мало. Поэтому иметь целое вооружённое сословие – это явный перебор. В истории много чего исчезает. Любой кавказский народ, увидев, что казаки тогда остались, сказал бы: ну-ка, давайте и наших абреков вооружите, раз казаки есть, чем мы хуже? Я ведь не утрирую. Ну и пошло-поехало: донское казачество, уральское, терское, сибирское – всех вооружать? Абхазов, осетин, черкесов, дагестанские народы? Грузин опять же? В 1946 году? На хера?
2. Надо быть реалистом. В мире много чего исчезает. Давайте ковбоев восстановим, самураев, стрельцов, княжью дружину; длинный список, короче. Казачество с XVI по первую четверть XX века имело именно что военную специфику – сначала морскую, потом кавалерийскую: лёгкие войска, которые использовались с определёнными целями. Уже в Отечественную, в связи с кризисом кавалерийских войск, которые зачастую сразу выбивались, стало ясно: казачество в прежнем виде применять либо крайне сложно, либо просто некуда. Сегодня же придумать принципиально иную форму задействования казачьих войск в войне просто невозможно. Когда казаки учились сабельному бою и джигитовке в начале прошлого века – это было основой их будущих воинских навыков. Сейчас зачем они машут саблями? Зачем им нагайки? Это в кино только может пригодиться. Ну если всерьёз.
3. Однако из этого театра последовательно вырастают вещи не слишком нужные, постоянные монологи на тему: мы – казачье воинское сословие, мы против большевистского отродья, мы – отдельный народ, у нас балачка и древнее происхождение… ну и пошло-поехало: огромное количество юношества, обучаемое в казачьих институциях по этим программам, вырастает с головой набекрень. Вот скажите мне, Сергей, на кой чёрт им в XXI веке думать, что «большевистские жиды убили всех казаков под корень»? Зачем? Вот Пётр Великий вообще уничтожил Запорожское казачье войско, а Екатерина Великая – добила. Украинцы про это память культивировали, и мы получили однажды результат. Хотя запорожцы ведь имели право обижаться, отчего нет? Их героических запорожцев реально просто снесли. Убили целое воинское сословие как факт. Ну и? В чём плюсы этой памяти? А знаете, сколько такой памяти у калмыков, у башкир, у чукчей, у якутов? У чеченцев, у дагестанцев? У них ровно те же самые травмы хранятся в памяти народной. Давай они будут их расчёсывать, культивировать, и каждый их национальный Дерипаска будет пять раз в год писать посты про «разкалмыкивание» калмыцкого войска, разбашкиривание, разчеченивание и разъякутивание? Понравится нам это? Нет. Не понравится. Ну и зачем казачеству подавать эти примеры? Для чего? В чём польза-то?
4. Мне скажут: им родовая память стучит в темень. А я вот всё равно думаю, что у самых ретивых и шумливых никакая память никуда не стучит. Просто потому что они на белый свет родились. От деда – советского агронома и прадеда – советского колхозника. А вид у них такой, словно они все из Соловецких лагерей вышли, где их жидовские комиссары били-били, да не добили. Это такой же театр, как нагайка. И даже если есть у них реальная память – здесь память есть у всех. В том числе и у тех, кого белые казаки били, рубили и жгли. Давай мы все будем со своей памятью бегать туда-сюда и требовать воздаяния? Кому полегчает от этого?
5. Если «12 казачьих войск сражались в Гражданской войне», как Вы пишете, «настолько упорно», причём против большевиков, то тогда и не надо про расказачивание рассказывать. Болотников, Разин, Булавин, Пугачёв, запорожские казаки «упорно» сражались против царской администрации, а потом по Дону, по Днепру, по Волге, по Уралу плыли тысячи виселиц с казнёнными, десятки станиц просто сжигались, казачьи вольности отменялись, а казачьи земли отдавались мужикам. Давайте казачество дружно скажет тогда, что его не устраивают заодно и Алексей Михайлович, и Пётр, и Екатерина. Как хохлы сказали. Им не только Ленин не нравится – хотя начиналось именно с него, но потом и до Екатерины дошло, – им не нравятся все. У вас «12 казачьих войск сражалось» с большевиками, а у них Петлюра. Разница-то в чём? В том, что «хохлы плохие», а казаки – хорошие? А ещё в чём?
6. Писателей и художников, отстаивающих христианские традиции и социализм, при советской власти было достаточно; а сохранись социализм ещё тридцать лет – сегодня этот вопрос не имел бы вообще никакого значения, как не имеет он значения в Китае и на Кубе. Да ни в каких соцстранах не имеет. Это у нас его продолжают раздувать зачем-то: «...придут большевики и все храмы порушат». Аргументация, которая только на кретинов может действовать. Но ведь действует.
7. Ленинизм и сталинизм только издалека кажутся «прокрустовым ложем». На самом деле социализм строился по принципу крестьянского хозяйства. Где использовалось всё. Где всё, что нужно в дело, – шло в дело. А ненужная нагрузка на государство (потому что это нагрузка и на народ) – сбрасывалась. Родина наша жила в изоляции, под санкциями и под жутким мировым давлением. Пережила две интервенции. Надо аккуратнее ей счёта вываливать. Надо такое понятие, как вина, иногда и на самих себя применять. Раз уж мы такие христиане. А если у нас всегда виноваты «другие» – то это какая-то уже другая история. Это не про христианство. Будьте здоровы. Не хотел обидеть.