На днях я посмотрела фильм, снятый в 1988 году, "Маленькая Вера", режиссёром Василием Пичулой. Это его первая, дебютная работа.
В главных ролях: Наталья Негода, Андрей Соколов, Юрий Назаров, Александра Табакова, Людмила Зайцева, Александр Леньков - прекрасный состав талантливых актёров.
Краткое содержание фильма: Приморский город Мариуполь. Обычная рабочая семья - отец шофёр, мать диспетчер на швейной фабрике. Отец и мать озабочены одними бытовыми проблемами и довольствуются простыми житейскими радостями, вечно недовольные, вечно уставшие. Дочь Вера, только что закончившая школу, проводит время на дискотеках, за бутылкой вина в подворотне и за болтовней с подружками. Ведёт праздношатающийся образ жизни. Важным событием в жизни Веры становится случайная встреча со студентом Сергеем на дискотеке - он вырос в другой среде, учится в институте, самостоятельно мыслит, у него некоторые культурные ценности, как ни странно. Молодые люди «из разных миров», но стараются понять, принять и узнать друг друга.
Фильм «Маленькая Вера» стал одним из главных событий перестроечного кино. Резонанс фильму обеспечили два противоположных мнения: зрителю показали правду жизни или намеренно очернили советский быт и действительность конца восьмидесятых годов?
Семья Веры, в которой она родилась и выросла, это та, где постоянно друг на друга орут, где отец постоянно принимает на грудь, где старший брат, сумевший вырваться из этого мещанского болота и стать врачом, на деле остался таким же хамом и гулякой, который стесняется своих родителей. Вот такая семья показана в фильме.
Чтобы там не писали и не говорили критики, но когда-то для этот фильм стал концептуальным, произвёл фурор. Этот фильм для нас - для детей и молодёжи перестройки. Нас много, но мы прячемся. Фильм переворачивал массовое сознание. Заставлял смотреть на вещи под другим углом. Кто-то приобрел косоглазие, а кто-то увидел свет, а кто-то увидел лишь одну постельную сцену и больше ничего.
Фильм был началом чего-то ужасающего, но при этом заставляет думать о том, что для страны не всё ещё потеряно. И это не обычная русская духовность, а что-то более глубинное, истинно настоящее.
Смотреть мне фильм было на самом деле не легко. Если описать своё впечатление вкратце, то получится примерно так: «Герои фильма — истеричные и несчастные люди, отравляющие жизнь сами себе и другим , но некоторых из них жалко».
Вера — не из тех, кого мне было жалко. Горластая, глуповатая, невоспитанная особа, от природы одаренная симпатичной мордашкой и хорошей фигурой. Ну и все. Не могу понять, что люди могут находить в ней привлекательного.
Но с другой стороны, Вера не пропащая, отнюдь. И есть у неё и своя мораль: когда её соблазнял одноклассник Андрюша, и так, и сяк к ней подкатывая, Вера честно ему призналась, что любит другого. Хотя как ей говорили: "Андрюша завидная партия", и подруга советовала его и мать. Что потом судьба Андрюши ездить заграницу, поскольку поступает в мореходное училище. Но на это Вера, как говорят "не клюнула", не польстилась.
И сцена, ближе к концу фильма, когда Андрюша буквально силком тащил Веру к себе домой с определенной целью, так она в подъезде отхлестала надоевшего кавалера по щекам, да и ещё резко так, чтоб уж точно понял и отстал.
Не хотела Вера изменять своему парню, несмотря на все трудности их взаимоотношений.
Родителей Веры временами было очень жалко, особенно отца. Понимаю, что они действительно «хотели как лучше». Но по настоящему сочувствовать им у меня не получается, наверное, я слишком «далека от народа». Возникало ощущение, что я смотрю на существ, похожих на меня, очень узнаваемых, напоминающих реальных знакомых, какого-то другого вида. Я не понимаю, как можно закатывать банки с огурцами, в то время, как твоего мужа могут посадить за нападение на твоего зятя. Не понимаю, как можно орать друг на друга благим матом, а потом всем вместе садиться ужинать как ни в чём не бывало, и этот список можно продолжать до бесконечности.
Однако, мое неприятие персонажей не означает, что фильм мне не понравился. Чудесно показанный «кусок жизни» определенного очень узнаваемого круга людей, практически художественное реалити-шоу «Что будет если легкомысленная дочка шофера и швеи приведет в дом парня - студента института?».
Но есть для меня в фильме сюжетная загадка, персонаж, внутреннюю мотивацию которого я не понимаю: сам студент Серёжа. Само собой, студент может познакомиться на дискотеке со смазливой девчонкой и переспать с ней, может быть даже не один раз. Но связываться с ней серьезно? Жениться? Причём так быстро? Зачем это ему? Захотел стать Пигмалионом? Вроде не похоже на него. Думается, что этот персонаж нужен был только для того, чтобы обострить противоречия и ярче показать характеры семьи Веры. Скажем так, современные "отцы и дети ".
Удивительно, но несмотря на известных актёров в роли старшего поколения и "детей разных народных" в роли младшего (к примеру, подружку главной героини сыграла дочка Олега Табакова - Александра), фильм получился довольно искренним.
Наверное, потому, что режиссер Василий Пичул, сам из Жданова и снимал по сути про себя и свою юность.
Есть очень сильные сцены - к примеру, негритёнок, поливающий гладиолусы, в то время как за забором идет похоронная процессия, врезается в память не меньше поездки на мотоцикле с коляской под "Маленький плот" на фоне дымящихся труб в "Грузе 200". Или разговор за бражкой двух девчонок-оторв: "Я позу знаю из йоги - ха. Очень полезная поза". Дочь Олега Табакова в фильме вообще лучшая, жаль, что она ушла из актёрской профессии.
Сейчас воспринимается Маленькая Вера " как ностальгический фильм эпохи конца Советского союза о вреде пьянства. И пагубности совместного проживания с родителями. Я вообще фильмы про алкоголиков не люблю, но эта тема тут в фоновом режиме, так что мне это не помешало любоваться на сказочного, молодого и красивого Андрея Соколова. Монтаж, конечно, вызывает недоумение - как говорится, сейчас так не делают, но хорошую вещь не пропьешь - оторваться не могла, в 1-м часу ночи досматривала. Негода и Соколов - прямо отличная пара, с настоящей такой химией, я в их слепую гормональную влюбленность охотно поверила. Конечно, прекрасное будущее для такой пары как-то маловероятно - уж слишком они разные, все-таки есть зияющая пропасть в развитии и социальном уровне никуда не денется, да и желания развиваться у барышни просто нет. Чего стоит только эпизод, где Сергей расспрашивает её обо всем - о её жизни и интересах, а она только глупо ржёт. Она же, в свою очередь, вообще им как личностью не интересуется, между ними не происходит ни единого осмысленного диалога. А вот это: "Скучно как-то. Не замечаешь?" - "Не-а". Останься они вместе, и так у них будет всю жизнь.
Но с другой стороны, Вера может стать со временем заботливой женой. Я обратила внимание , как она помогала матери разобрать сумки с продуктами, когда та пришла уставшая с работы. Как заботливо уложила спать пьяного отца, раздев и укрыв. А девчонка по ходу, только 8 классов закончила. Повзрослев, она малость наберётся житейской мудрости, а "подростковая дурь" постепенно сойдёт на нет.
Я же помня себя в конце 80-х годов будучи ребёнком 10 лет в то время, такого "бардака", как показанного в фильме, не наблюдала. Может место, где я жила, было тихое и без шантрапы, а может я не обращала внимания на всякую грязь, или семья, в которой я выросла, была приличнее, спокойнее и интеллигентнее...
На мой взгляд, какие-то сцены с теми же драками, с той нищетой, что показана в фильме, несколько утрированы. Но опять же, это моё видение.
А так, для редкого просмотра и желания вспомнить жизнь 30-летней давности, фильм вполне годится для тихих вечерних посиделок перед экраном телевизора!