Найти в Дзене
Литрес

Скрытые мотивы и тёмные секреты Маргариты: почему героиня Булгакова – не поэтичный идеал, а прелестная эгоистка

Оглавление

Миллионы поклонниц «закатного» романа Михаила Булгакова испытывают неподдельное уважение и благоговение к Маргарите. Ни Татьяна Ларина, ни Анна Каренина, ни Настасья Филипповна, ни шолоховская Аксинья не сравнятся по популярности с этой героиней. Марго стала не просто любимым книжным персонажем, но и личностью, с которой женщины хотят ассоциировать себя. Для многих она – пример для подражания. Читательницы стремятся перенять её демонический шарм, её решительность и ощущение собственной значимости.

В массовой культуре Маргарита стала главным олицетворением ведьмовской сущности женщины. Благодаря особо впечатлительным и романтичным натурам, жгущим чёрные свечи на кухне и воображающим себя колдуньями, готовыми в любой момент обнажёнными оседлать половую щётку и полететь на бал сатаны, последняя составляющая сильно опошлилась. Но даже это не мешает Маргарите быть положительной героиней, которая являет собой всепобеждающую силу женской любви, преданность и жертвенность. Но так ли идеальна Маргарита Николаевна? Давайте разберёмся в этой статье.

Прелесть

Справедливости ради, идеализирование Маргариты свойственно не только читательницам, но и литературоведам. Лидия Марковна Яновская так описала эту героиню:

«Маргарита стала прекрасным, обобщённым и поэтическим образом Женщины, которая Любит… Фантастический образ женщины, так вдохновенно оборачивающейся ведьмой, с яростью её расправы над врагом Мастера Латунским, с её нежной готовностью к материнству, с этим полётом её в ночи… Женщины, которой ничего не стоит сказать чёрту: «Милый, милый Азазелло!» – потому только, что он заронил в её сердце надежду, что она увидит своего возлюбленного».

Так и хочется сказать, Маргарита – настоящая прелесть! И это слово, если мы обратимся к его старославянскому значению, как нельзя точно определяет сущность героини. Прелесть образовано от слова «лесть», то есть «обман», «дьявольский соблазн», «обольщение злыми духами», «козни», «хитрости». Маргарита не является тем, чем кажется на первый взгляд. Она соблазняет, заставляет исполнять чужую волю, она сама становится орудием в чужих руках. Прельстила Маргарита не только Мастера, но и читателей и литературоведов.

Сытая жизнь

Маргарита по роду своему королевских кровей, она никогда «не знала ужасов житья в совместной квартире» и других трудностей рядовых граждан. Выйдя замуж в 19 лет за влиятельного инженера, которого она не любила, но уважала, Маргарита долгие годы жила сытой безбедной жизнью без потрясений. Благодаря богатому мужу у неё есть всё: драгоценности, одежда, интересные знакомства, квартира в центре Москвы, возможность купить всё, что ей понравится. Эта аристократка не занимается ни физическим, ни умственным трудом. Она никогда даже не прикасалась к примусу, половые тряпки не сушат её кожу и не портят идеальный маникюр. Будни этой тридцатилетней бездетной женщины спокойны и однообразны. Ключевое мотивирующее состояние Маргариты – скука. Именно скука толкает её на улицу искать приключений и того самого, который спасёт её от этой роскошной пошлой темницы и собственного безделья.

Встретив Мастера, она бросается в пучину страсти и невротически привязывается к нему. Впадая в крайности, она не видит своей жизни без любовника, но и от мужа не уходит. По справедливости, она могла бы развестись с опостылевшим мужчиной и уйти к любимому. Но тогда она потеряла бы привычный комфорт, ей пришлось бы адаптироваться к новой жизни и превратиться в кухарку в подвале. А вот тайная связь даёт ей множество острых переживаний и позволяет сохранить высокое положение в обществе. Скучной роли жены с ответственностью и обязанностями она предпочитает роль музы, которая заботится о своем Мастере по зову сердца (готовит, шьёт, даёт советы, защищает от врагов). А ещё Маргарите нравится ощущать себя благородной жертвой. Вот как она объясняет свои мотивы:

«Моя драма в том, что я живу с тем, кого не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным».

Позже Маргарита переступит через этот, казалось бы, незыблемый принцип. Она бросит мужа, который любит её, не потрудившись ничего ему объяснить. Просто оставит мучиться в неведении, написав ему лишь: «Прости и не ищи».

Нелюбовь

Литературоведы сломали множество копий, споря о том, а была ли в романе любовь. В контексте авторских метафор чувство, вспыхнувшее между героями, кажется нездоровым, разрушительным и смертоносным:

«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож! Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга…»

Маргарита становится для Мастера злым роком, проклятьем, в котором он видит благо. Кажется, что сам дьявол столкнул их на улице, чтобы получить королеву на своей шахматной доске. Из-за этой роковой женщины Мастер становится затворником, одержимым любовницей и письмом.

Что же Маргарита? Она так охвачена романом, что не замечает того, как Мастер постепенно сходит с ума, ломается внутри. В критический час он зовёт её, умоляет услышать, но она приходит лишь тогда, когда роману угрожает опасность. Позже герой признается Бездомному: «Право, временами я начинал ревновать её к нему». Этот факт заставляет многих исследователей считать, что Маргарита никогда не любила, ей нужен был не мужчина, а мастер, не человек, а функция. Безусловно, Маргарита была привязана к нему, но в её невротической, экзальтированной чувственности сквозит желание утвердиться. Сама она ничего создать не может, но ей хочется быть причастной к чему-то великому, стать причиной его возникновения. В этой интерпретации Мастер – не любимый человек, а источник, из которого она пьёт силу творца.

Аборт

Существует гипотеза, будто Булгаков в тексте намекает на то, что у его героини был ребёнок и, возможно, она прервала беременность. В качестве аргумента сторонники этой теории приводят сюжет «Фауста» Гёте. Известно, что Булгаков переносил фабулу немецкого романа в свой текст, и в ранней редакции Мастера звали Фаустом. Важным сюжетным эпизодом у Гёте является то, что Гретхен-Маргарита поступает с ребёнком от Фауста так же, как Фрида, после чего сходит с ума.

Да и сам эпизод с Фридой как бы подчёркивает эту идею. Маргарита просит за эту женщину, потому что по неосторожности дала той надежду. Но почему она дала эту надежду? Не потому ли, что в судьбе Фриды она увидела что-то болезненно знакомое? У неё ведь нет никаких моральных обязательств перед этой незнакомой. А вот перед Мастером есть, однако она не просит о его спасении, она хочет избавить страшную грешницу от мук. Возможно, Маргарита искала таким образом прощения для себя самой. Возможно, она совершила похожее преступление и теперь раскаивается в нём. Спасая Фриду от «платка», она как бы спасает саму себя от мук совести.

В аспекте этих фактов Маргариту сложно считать поэтичным идеалом любящей женщины, она скорее зацикленная на собственной персоне эгоистка. Но делает ли это её менее интересной? Вряд ли. Наоборот, эта героиня становится сложнее и интереснее как личность.

Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

-2