Слабовидящий мальчик Даниэль (Мило Машадо Гранер), возвращаясь с прогулки, находит тело своего отца Самюэля Малески (Самюэль Тейс) на снегу в луже крови. Следствие рассматривает две версии случившегося – несчастный случай и убийство.
Главной подозреваемой становится жена Самюэля – известная писательница Сандра Войтер (Сандра Хюллер).
А дальше начинается детектив с расследованием и следственными экспериментами. Только без героя-детектива – нет ни Холмса, ни Пуаро, ни Бенуа Бланка. Есть только обычные французские следователи и красивые пейзажи французских Альп.
После этого мы переходим во второй акт картины и попадаем в судебную драму.
И вот здесь фильм режиссерки Жюстин Трие становится похож на "Сцены из супружеской жизни" Бергмана. В ходе следствия мы узнаем все больше подробностей этой семьи: нелицеприятных фактов и жестоких ссор.
Зрителя то заставляют проникнуться симпатией к несчастной женщине, то показывают, что она не ангел и вполне могла совершить преступление.
Адвокатом Сандры становится ее друг Венсан, который убеждает ее, ситуация опасная, и в суде будет не важно убивала она мужа или нет.
"Мне плевать правда это или нет! Начни ты уже смотреть на себя так, как тебя видят другие".
И действительно, никто не может распутать это дело. Нам показывают, что в суде эксперты высказывают разные версии, а прокурор безжалостно закапывает героиню. Но когда мы уже верим, что она убийца, адвокат героически вытаскивает ее из западни собственных показаний.
За процессом в суде наблюдает и Даниэль, которому суждено стать главным свидетелем.
Жюстин Трие использует интересные визуальные приемы, благодаря которым фильм лишенный экшена и резких сюжетных поворотов не дает зрителю заскучать.
В начале съемка как будто ведется на ручную камеру. Изображение подрагивает, плохо выстроено по свету, и мы как бы смотрим документальное фиксирование событий. Но когда действие переходит в зал суда, это резко меняется и съемка становится академичной, как бы подчеркивая всю формальность процесса.
Во время перекрестного финального допроса Даниэля, оператор использует крупный план. Эта сцена снята одним длинным кадром, мы не видим ни прокурора, ни адвоката – только слышим их голоса, на звук которых мальчик поворачивает голову. Мне показалось, что это аллюзия на ангела и демона, сидящих на разных плечах, и требующих сделать выбор. Даниэль должен выбрать между живой матерью и мертвым отцом.
В 2024 году эта картина выиграла Золотую пальмовую ветвь и два Золотых глобуса в номинациях "лучший сценарий" и "лучший фильм на иностранном языке" (в оригинале фильм на французском). А еще на Каннском фестивале премию получила собака Месси, которая сыграла собаку-поводыря по кличке Снуп. Это очень мило и справедливо.
На Оскаре 2024 "Анатомия падения" претендует на победу в 5 номинациях:
- Лучший фильм
- Лучшая женская роль (Сандра Хюллер)
- Лучший режиссер (Жюстин Трие)
- Лучший сценарий
- Лучший монтаж
Как думаете, получится в этом году взять статуэтку? #оскар2024