Найти тему
История культуры СССР

"Ленфильм" без глянца или как воровали в советском кино

В декабре 1957 года отдел науки и культуры ЦК КПСС по РСФСР подготовил Записку "О серьезных ошибках и недостатках в работе киностудии "Ленфильм". Поводом послужило снижение качества кинокартин. В записке были названы: "Дорога правды", "Следы на снегу", "Дело", "Невеста", "Пропали без вести", "Рядом с нами" и ряд других. Как считали авторы документа, эти фильмы страдали шаблонностью, надуманностью сюжетных ходов и, как следствие, провалились в прокате. Вещь удивительная для того времени - ЦК партии интересовала кассовость кинокартин, а не только идеология. Хотя были и неудовлетворительные и с идеологической точки зрения фильмы: "Шторм", "Искатели".

Кадр из фильма "Следы на снегу"
Кадр из фильма "Следы на снегу"

Чиновники начинают "разбор полетов" с того, что директор "Ленфильма" Васильев 2 года находится в отпусках, командировках, болеет. По плану киностудия должна снимать 20-25 фильмов в год, а снимает только 12-14. За сценарии киностудии отвечает сценарный отдел. Васильев взял на руководство отделом Георгия Макогоненко - профессора ЛГУ. Первое что сделал новый начальник - заключил договор со своей женой Ольгой Берггольц на написание сценария фильма "Первороссийск", выплатив ей аванс в 25 000 ( 2500 после деноминации 1961 года). До этого поэтесса Берггольц сценарии не писала. Чем это должно было кончится говорят другие занятные факты. К примеру, в 1956 году, сценарист по фамилии Кроткий получил аванс в 15 000 руб для работы над романом Веры Кетлинской "Мужество". Еще 15 тыс. он получил за внесение правок в готовый сценарий. После чего сценарий отвергли, а деньги списали.

Георгий (Юрий) Макогоненко
Георгий (Юрий) Макогоненко

Смешнее вышло дело со сценарием фильма "Метелица". Это была пьеса Веры Пановой. Ей за право экранизации заплатили 20 тыс. рублей, а сценарист Берестинский получил аванс в 10 тыс. рублей. Но это не все. Откуда-то возникли "прочие расходы" в размере 9412 рублей. В итоге сценарий не приняли, а 49 412 списали. Однако, читатель, это не рекорд. На сценарии кинофильма "Гостиница Москва" Минца списали 76 351 рубль! Оппа. И таким "Макаром" в начале 1957 года было освоено... 800 000 рублей!

Это еще не все. Студия имеет право прекратить съёмки уже снимаемых фильмов.

В 1956 году остановили съёмки четырех картин:"Евгений Онегин", "Кочубей", "Честное пионерское", "Твой лучший друг". Убытки... 4 млн рублей.

Афиша фильма
Афиша фильма

В 1957 году аналогичным образом списали деньги на съёмках "В родном городе" и "Первомайская, 7". Убытки - 2 млн. руб.

Теперь о ключевых фигурах в кино. Я о режиссёрах. В штате киностудии "Ленфильм" было 37 режиссеров. Как вы понимаете, при 12-14 фильмах в год, стояла очередь за работой. А в ней были и начинающие и мэтры: Козинцев , Венгеров, Хейфиц. Представляете какая борьба была за качественные сценарии. А атмосферу на киностудии представили?

Мне кажется на тот момент времени столкнулись три конфликтующие тенденции в производстве советского кино, а именно: идеологическое давление, кассовый успех и желание заработать всеми законными и незаконными способами. Воровство в кинематографе было всегда. Это только в своих кинофильмах режиссеры были строгими блюстителями законности.

Кадр из к/ф "Кочубей"
Кадр из к/ф "Кочубей"

Проблема малокартинья на "Ленфильме" была решена. Не думаю, правда, что "списывать" перестали совсем. Однако, в 70-ые годы, возможно и ранее, на каждый вложенный рубль государство получало два - два с половиной рубля. И это с условием так называемого "полочного кино" и 2,5 раза снятого "Сталкера" Андрея Тарковского. Богатое и щедрое у нас было государство. Согласны, читатели?