Смоделируем ситуацию. Вы на оживлённой вечеринке. Пьёте спокойно свой коктейль, слегка постукивая носком туфли в такт негромко играющей на фоне музыки, а ваше рассеянное внимание кочует от одного источника шума к другому. Вас окружает несколько бодренько беседующих компашек, хотя сами вы в этих разговорах не участвуете.
Но если выяснится, что предмет одной из дискуссий вам знаком или интересен, то вы невольно сконцентрируетесь именно на этой беседе, даже если голоса говорящих будут звучать глуше остальных в комнате.
Да, вы не прислушиваетесь намеренно, но вашему слуху достаточно уловить лишь одно слово-триггер — и ваше внимание сосредоточится на этом конкретном разговоре.
Вы можете услышать название своего любимого сериала или по ключевым фразам понять, что говорящие обсуждают так волнующую вас миграцию новозеландских толстоклювых пингвинов. Ну, и конечно, триггером может стать ваше имя. Даже если произнесут его чуть ли не шёпотом.
Признайтесь, вы не раз подобное за собой замечали.
Но знаете ли вы, как это работает? Почему из всех источников звука в шумном помещении вам при мнимой расслабленности удаётся вычленить только один и акцентировать своё внимание именно на нём?
Потому что ваш мозг умный. Да. Он оценивает получаемые от органов чувств потоки информации и на основе прошлого опыта выделяет самые существенные для вас особенности. Происходит сортировка поступающих сигналов в зависимости от их значимости — конкретно для вас.
То есть ваш мозг буквально решает, какие звуковые потоки вам наиболее важны и интересны.
Впервые об этом эффекте в 1953 году заговорил британский учёный Эдвард Колин Черри. Он исследовал проблемы, с которыми сталкивались в своей работе авиадиспетчеры. Ведь в те времена беднягам приходилось прослушивать сообщения от пилотов через громкоговорители в общей диспетчерской вышке. Поэтому Черри и провёл целую серию занятных опытов, как раз пытаясь разобраться в тонкостях селективного внимания.
Например, во время одного из таких экспериментов испытуемому, на которого предварительно надели наушники, в левое и правое ухо транслировались разные сообщения. Одно из них обозначалось как более значимое, и испытуемый должен был повторять эту важную информацию вслух, пока в другое его ухо передавалось постоянно меняющееся фоновое сообщение. А после завершения трансляции испытуемый должен был описать, как именно звучало то самое фоновое сообщение.
Оказалось, что люди заметили смену мужского голоса говорящего на женский, изменение расположения источника звука, тембра голоса, скорости речи. Но никто из участников эксперимента не обратил внимание на то, что временами фоновое сообщение проигрывалось на разных языках и задом наперёд. И уж тем более никто не смог повторить само содержание нерелевантного сообщения. В то время как важное они, конечно же, в своей памяти зафиксировали.
Таким способом Черри наглядно доказал способность мозга при восприятии всего потока данных фокусироваться на каком-то одном из них. И что при этом людям удаётся фиксировать и ту информацию, которая кажется им незначительной. Но фиксировать её только поверхностно, подмечая исключительно физические характеристики.
Конечно, Черри не был единственным исследователем этого феномена, названного с его лёгкой подачи эффектом коктейльной вечеринки. Его труды положили начало целой веренице более детальных исследований уже других учёных в разные годы.
Например, в 2013 году канадские учёные провели свою собственную серию любопытных экспериментов. Им захотелось выяснить, насколько точно близкие партнёры могут узнавать голоса друг друга в шумном потоке разговоров посторонних людей.
Испытуемым включали запись, на которой три голоса одновременно зачитывали разные сообщения длиной в 128 предложений. Один из голосов принадлежал супругу испытуемого, два других — незнакомцам. После прослушивания испытуемого попросили повторить информацию, которую зачитывал их партнер.
И, как вы, наверное, уже догадались, все участники эксперимента, независимо от своего возраста, относительно точно сообщали, что говорил их супруг.
К слову, о возрасте. Способность узнавать голоса близких и реагировать на знакомые слова-триггеры наблюдается даже у младенцев. Исследования 2005 года доказали, что к пяти месяцам дети уже потихоньку развивают навык различать знакомые интонации на фоне конкурирующих отвлекающих голосов.
Так что, выходит, эффект коктейльной вечеринки работает с пелёнок.
У пера был: #енотИдиот
Художник: нейросеть ;)