Есть в Беларуси такой историк Игорь Кузнецов. Поразительно твердолобый и агрессивный человек. Считает себя единственным "специалистом по репрессиям в советской Белоруссии" и живёт в своем придуманном мире. Например, везде и всюду утверждает, что в Куропатах чекисты расстреляли десятки тысяч людей. Вот отрывок из его очередного интервью "Еврорадио":
***
Еврорадио: Сразу же резанула глаза озвученная на круглом столе в “СБ” цифра, что в Беларуси 235 тысяч репрессированных. Но раньше официально звучала цифра в 600 тысяч.
Игорь Кузнецов: Впервые за последние 23 года на общественные обсуждения пришёл не просто сотрудник КГБ, а первый заместитель председателя. Знаковое событие! Это как раз он говорил о том, что официально на хранении в КГБ находится 235500 архивно-следственных дел. И это речь идёт только об осуждённых судебными и несудебными органами. Но плюс ещё официальная цифра: 350 тысяч репрессированных в административном порядке — ссылка, высылка, ограничение на проживание в определённых местностях СССР. Это входит в понятие "юридические репрессии". Реплика первого зампреда КГБ совершенно не означает, что в Беларуси репрессировано 235 тысяч 500 человек.
Еврорадио: Но читается-то именно так (Игорь Кузнецов пожимает плечами). А ведь только в Куропатах может быть похоронено 200 тысяч человек.
Игорь Кузнецов: В разное время цифры назывались разные. Сначала 7 тысяч, потом 12 тысяч. Следствие 1988 года — от 30 тысяч. А Зенон Позняк, к примеру, заявляет о 250 тысячах. То есть диапазон огромный. Но, если вы обратили внимание, по телевизору прозвучала цифра — 100 тысяч. И в энциклопедии последний вариант — "в пределах", "около" 100 тысяч. Поэтому давайте говорить, что реально 30-100 тысяч. Никто не исключает, что может быть и 150 тысяч, и 200 тысяч расстрелянных — но у нас пока нет доказательств.
***
В другом интервью на Белсате он и вовсе говорил уже о "сотнях тысячах расстрелянных в Куропатах". Причем, порассуждав, что нацисты убили в Белоруссии во время войны "больше двух миллионов", он громогласно заявил, что и цифра 600 тысяч пострадавших в советских репрессиях белорусов на самом деле занижена и ее можно смело "умножать на два". Таким образом, он как бы натянул сову на глобус и уравнял две эти цифры. Причем все это рассказывал в таких красках, что немецкая оккупация могла показаться читающему сущим пустяком в сравнении. Правда, Кузнецов забыл добавить, что 90% репрессированных все же остались живы, а два миллиона убитых нацистами — это два миллиона чистых трупов. Но это, судя по всему, для него мелочь.
Конечно, это никуда не годится. Просто поразительная непрофессиональность для академического историка (доктора ист. наук!). И, наверное, если бы не его научное звание, можно было не обращать внимание. Но здесь дело серьезное. Тем более, что сам он однажды высокомерно заявил, что не принимает критику и вообще может дискутировать в этой теме только с "равным" по статусу. Дескать, найдется человек, который провел в архивах столько же времени и защитил диссертацию, милости просим. Остальные — к черту!
Ну что ж, сразу стоит начать с того, что Кузнецов откровенно лжет. Не ошибается или искажает, а именно лжет. И он отлично знает об этом. Я не сомневаюсь, что он прекрасно знаком с рассекреченной ещё в начале 90-х внутренней документацией НКВД (к слову, рассекреченной чудом, лишь благодаря краху СССР). Ни один серьезный историк (западный, в том числе), кроме каких-то деталей, никогда не подвергал ее сомнению. Да это и невозможно, ведь она предназначалась исключительно для первых лиц Лубянки и страны. Тем более, не стоит забывать о сверхцентрализации тогдашней власти, когда чуть-ли не каждый политический смертный приговор должен был сначала пройти через Политбюро. Поэтому никакого секрета сейчас в количестве репрессированных по республикам СССР нет.
Вот таблица, взятая из сборника документов "Вертикаль Большого террора". Это количество приговоренных к расстрелу по политическим мотивам в СССР в 1937-1938 гг. К слову, сборник составлен коллективом историков не менее статусных, чем Кузнецов...
Как видите, из почти 700 тысяч расстрелянных во всем СССР в 1937-1938 гг. на Белоруссию приходится около 28 тысяч. Причем в вышеупомянутом сборнике эта цифра более подробно разложена на составляющие. Если вкратце, то из 28 тысяч общего количества расстрелянных по политическим мотивам в БССР, около 18 тысяч приходится на расстрелянных по так называемым "нацлиниям" (то есть даже не на белорусов, а на поляков, прибалтов, немцев).
Это, что касается самого крупного всплеска расстрелов, который в таком виде больше никогда не повторялся. Всего же за ленинско-сталинские годы (исключая годы Гражданской и Великой Отечественной, это другие статистики) в БССР расстреляли около 35 тысяч человек. Личное дело на каждого из них хранится в архиве.
Эта та информация, которую априори не может не знать доктор исторических наук Кузнецов. Благо, что в свое время он, повторюсь, защищал докторскую диссертацию по теме "Сталинские репрессии в Западной Сибири", а значит плотно работал с рассекреченными московско-лубянскими документами. Поэтому тупой вопрос журналиста из интервью выше ("как так, если только в Куропатах лежит 200 тысяч") по-хорошему должен был смутить его. Но нет, он и сам погнал рассуждать о "десятках и сотнях тысячах расстрелянных в Куропатах"...
По его интервью выше вы видели, что он вообше сомневается в том, что общее количество репрессированных в БССР составило 235.500 (именно столько персональных архивно-следственных дел хранит чекистское ведомство). Но и здесь он лукавит. Маленький пример...
В соседней Украине после всевозможных майданов и революций открыли все чекистские архивы. Они показали, что в сталинские годы по политическим мотивам было арестовано около 850 тысяч жителей УССР, из которых около 150 тысяч расстреляли. Украина всегда была кратно больше Белоруссии по населению, а главное, давайте скажем прямо, гораздо значимее (я имею ввиду для кремлевского руководства). Репрессии там Сталин курировал лично! Неужели Кузнецов искренне думает, что в одних только белорусских Куропатах расстреляли больше, чем во всей Украине за все сталинские годы?? Интересно, как это получилось сделать, с учетом, что чекистов во всей республике было раз-два и обчелся?
Не, правда... Вот, чтобы немцам убить около 600 тысяч одних лишь белорусских евреев пришлось нагнать в республику айнзац и зондеркоманд, всевозможных полицейских батальонов из Украины и Прибалтики, местных "белоповязочников", армейские части, а главное — чуть-ли не каждый день уничтожать по нескольку тысяч человек за одну лишь "акцию". И только тогда они смогли убить сотни тысяч. Каким образом сотни тысяч политических арестантов могли быть уничтожены всего несколькими сотнями чекистов ГУГБ, да еще с учетом того, в отличие от немцев, имевших роскошь уничтожать скопом не спросив даже имени, чекистам на каждого арестованного надо было исписать туеву хучу бумаг, а затем провести его через какое-никакое следствие-суд, отчитавшись в итоге об исполнении приговора?
Любой вменяемый человек легко поймет, что это невозможно.
Таким образом, в Куропатах чисто физически не может лежать больше 35 тысяч расстрелянных в республике. С учетом, что у НКВД практически у каждого крупного города были свои места исполнения приговоров, думаю, там расстрелянно существенно меньше. Вероятно, прав был белорусский прокурор в 90-х, заявивший, что в Куропатах покоятся около 7 тысяч репрессированных. Примерно такое количество репрессированных в среднестатическом сталинском могильнике на всей территории СССР (где-то больше, где-то меньше)...
В общем же, количество хранящихся в Беларуси архивно-следственных дел на репрессированных четко коррелируется с размерами самой республики (смотрите пример Украины). Никаких загадок тут уже нет.
Зачем же тогда Кузнецов упорно гнет свою линию и отрицает истину?
Ну, здесь нужно просто посмотреть на каких площадках он выступает. Чаще всего это ультралиберальные СМИ, базирующиеся в Польше, Прибалтике и т. д. Истина там никому не нужна, чистая политика. К сожалению, на волне недовольства современностью она на ура заходит молодежи, которая вообще во всем этом не смыслит.
Вот всегда замечал, что хуже твердолобого сталиниста, отрицающего преступления вождя, может быть только экзальтированный либерал, преувеличивающий их. Это, воля ваша, аксиома...