Вчера погиб в колонии Алексей Навальный. Вчера и сегодня эта тема обсуждается в политических новостях. Не буду включаться в это обсуждение, в политическом ракурсе.
Другой ракурс есть в этой гибели – духовный, христианский. И, отсюда, может быть звучащий сейчас (в настоящих условиях) наивно вопрос: канонизируют ли в русской церкви Алексея Навального, как святого?
Навальный.
Погиб чистый, честный человек. Человек открытых взглядов, человек мужественный. В глазах Божьих (если посмотреть на всю историю христианства, всех жертв) – это жертва во имя Добра. Алексей сам ее принес. По своей доброй и мужественной воле.
Он мог бы не возвращаться из Германии в Россию, остаться жив. Но он выбрал другой путь. И это путь христианский, самый что ни на есть.
Объясню почему.
Мог бы Христос сбежать из Гефсиманского сада в ту среду? Ученики спали. Путь был открыт. Он знал, что Иуда его предаст и какая участь Его ждет. Но убеги Он тогда – не было бы ничего. Потому – Он принял смерть. «Не как я хочу, но как Ты».
Пример Сократа. Мог Сократ убежать из Афин? Мог. Его предупреждали добрые люди, что его ищут и хотят казнить. Но Сократ не испугался и принял смерть. Да, он не был христианином по вере, так как жил в дохристианские времена, но поступок его был христианским: он не побоялся смерти, а пошел на нее, не изменив Высшему в себе.. Невинная жертва. И она прославлена.
Прот. Александр Мень. Он говорил нам не о нарисованном Христе, а о Живом. Он чувствовал и переживал Его в себе и своей жизни. Он мог бы убежать из страны, зная об угрозах. Перестать писать книги и проводить лекции. Но он не убежал, не перестал, и принял смерть.
Примеров таких в христианской жизни и истории – очень много. Пока лютует зло, подавляющее человеческое достоинство и свободу, добро сражается с ним насмерть. Побеждает и победит. Но ценой жертв. Другого пути нет, пока человечество трусливо и морально недоразвито. Пока в людях страх от нечисти, а не мужество от Бога.
Вот и Алексей Навальный стал такой же жертвой. Перед Христом, где сейчас предстоит его святая душа, он уже свят, ибо был воином добра и человеком чистым.
В политических взглядах, возможно, он был наивен, не столь системен, и его политические взгляды можно подвергнуть в чем-то критике. Но мы не говорим сейчас о нем, как о политике, но как о человеке.
Карьерист? Делал карьеру, хотел быть во власти? Возможно, этот мотив был в нем, но, далеко, не главным. Выдержать такое, как выдержал он (он сидел 27 раз в ШИЗО самой лютой северной колонии). может только человек, с которым Бог и в котором Бог. Вспомним многих святых, переживших схожее: Лука Крымский, Арсений Жадановский, Иоанн (Крестьянкин), Кирилл (Павлов) и тысячи мучеников святых. Все как один говорили: без Бога они бы не выдержали такое. С Богом смогли.
Мужество – дар Божий. Навальным двигало не тщеславие, не пацанство, не амбиции. Он делал то, что чувствовал от Бога. Чувства его были светлыми. Он боролся за одну из главных ценностей человечества – свободу.
Вчера, когда узнал о его гибели, испытал не только чувство сострадания, сожаления, плача. По светлому человеку.
Пришло озарение, что его жертва не безумна и не бесплодна. Не политическая (как знамя оппозиции). Его жертва сакральна, духовна, она христианская. А это - Свет.
Алексей Навальный уже святой, уже мученик (пусть и не канонизированный). Он вошел в историю жизни и страны со знаком плюс, как достойный человек, Божий. Его будут помнить. Его именем будут называть улицы и проспекты в городах любимой им России. Придет такое время!
Но вопрос в другом: канонизирует ли его русская церковь?
Естественно, что сейчас это сделано не будет. В этом сомнений нет. Объяснять почему, думаю, не стоит.
Возможно, что его, как и праведного Иоанна Кронштадтского, первее канонизирует русское православие за рубежом.
В России церковь сможет канонизировать Алексея Навального спустя годы, когда дух нечистый здесь сменится на светлый. Уверен, это время придет и будет.
Скажу сейчас: светлая память светлому человеку – Алексею.
И, если позволите, сотворю, пусть неправильную канонически, но сердечную молитву:
Святый угодниче Алексие, моли Бога о нас, малодушных и грешных.
Через месяц начнется Великий пост, время покаяния. Так пусть оно станет правильно покаянным временем. Каяться стоит в истинных грехах (их открывает Бог тем, кто хочет быть зрячим), а не мнимых. Время, когда нужно понять, кто мы и куда идем. Чтобы добро одолело зло: в душах наших, в стране, в мире.