Найти тему

Жан-Батист Шарден. Особенности живописи его натюрмортов и бытовых сцен

Оглавление

Пожалуй начну с Шардена, друга Дени Дидро. Ведь не зря Дидро довольно иронично настаивал брать на выставку с собой "умного художника", который "время от времени тыкал бы вас носом в хорошие картины, не замеченные вами, и в плохие, приведшие вас в восторг". Похоже, мои друзья читали Дидро.

Выставка "Салоны Дидро" многоплановая, глубокая. Мне бы хотелось начать с чего-то близкого и теплого, заодно продолжить тему рождения натюрморта, которую я начала раскрывать некоторое время назад в своих статьях.

Начну, пожалуй, с вольной копии бытовой сценки, которую я сделала в бытность своего ученичества. Передо мной стояла задача поработать с отношениями цветов, мастерством сочетать которые и видеть тонкие отношения Шарден овладел мастерски.

Возвращение с рынка. Жан-Батист Шарден
Возвращение с рынка. Жан-Батист Шарден

Возвращение с рынка

У Шардена в сдержанном колорите. Вот вроде простой серый цвет, а приглядитесь и увидите и зеленоватый, и голубой и графитовый оттенки. В контраст к нему говорящий золотисто-розоватый цвет авоськи с дичью. От нее глаза перебегают к золотистому хлебу, затем на щечки девушки. И вдаль на задний план слева с фигурой женщины.

Девушки, одна на переднем плане с продуктами, вторая в светлом прямоугольнике словно ведут между собой диалог. Создают светлый звенящий баланс цвета, через разделяющую их темную вертикаль стены и соединяющий белый цвет одежды.

В моей вольной копии отношений между двумя женщинами нет. Картина сразу приобретает другое содержание.

Яркое светлое пятно женщины на дальнем плане у Шардена создает баланс в картине, немного нивелирует главную героиню, смягчает ее образ с одной стороны. В то же время художник выделяет ее масштабом фигуры. Прием достаточно старый. Все мы помним фрески, скульптуры и барельефы, да и не только их, где основным приемом выделения главной фигуры служил рост. У Шардена фигура дальней девушки практически в два раза меньше.

Возвращение с рынка. Вольная копия из архива Канторович М. Гуашь, бумага
Возвращение с рынка. Вольная копия из архива Канторович М. Гуашь, бумага

Салоны Дидро

Шарден помог сформировать Дидро восприятие своим умением тонко видеть красоту в том или ином произведении. Да и сам он становился участником салонов. Ниже фотографии с выставки "Салоны Дидро" его "Натюрморта с атрибутами искусств" и "Натюрморт изображения барельефа Бушардона Осень".

Моя же душа поет от его натюрмортов с посудой и жанровых сцен. Собственно, жанровых сцен я касалась чуть ранее в своих статьях о передвижниках и
даже в статьях о художниках соцреализма.

Жанровые сцены для меня для меня имеют философское значение. Это то, что окружает нашу жизнь. Маленькие детали, в которых мы живем, составляют наши базовые ценности. Интересно сравнивать бытовые сцены, описываемые нашими, русскими художниками и европейскими. В такие моменты понимаешь, что жизнь и ее уровень отличался. Вспомним наши крестьянские хозяйства.

Маленькой, приезжая к бабушке в деревню, я пила свежее парное молоко, которое давала корова. Утром мы еще спали, а бабушка выводила ее на пастбище. Пасли все стадо по очереди и иногда мы пристраивались, правда чуть позже, к бабушке, приносили ей обед, а пока она ела - в ближайшем ельнике собирали грибы. Для России иметь "живность" было нормой. Собирать грибы, ягоды тоже. Что изменилось за эти двести лет? Грибы и ягоды мы и сейчас любим собирать, а живность есть, увы, не у многих. Да и огороды остались у многих на дачах. Жанровые картины русских и уже советских художников отличаются безусловно. Русские пейзажи скорей говорят о повседневности. Они близки к европейским. Но без налета романтизма и тяги к внешней красоте. Впрочем, посмотреть внимательно на изображаемые художниками европейские деревушки - домики там далеки от идеала. Разве что цветы облегчают картину. Соцреалистическая живопись больше нацелена на образ будущего, который вырастает из образа русской деревни и дает человеку надежду на лучшее.

Стоит посмотреть насколько отличаются произведения Маковских. Один брат писал жанровые сценки из русской жизни. А другой был больше склонен к привнесению парадности, демонстрации и романтизму, присущему европейской школе живописи.

Особенности натюрмортов Шардена

О первом я уже написала выше - белый акцент. Белый создает звенящую нотку, убери его и мы сразу провалимся в слегка туманную ауру мягчайших переливов оттенков цвета. Белый тут нужен как раз для того, чтобы обострить, сделать зримым этот контраст туманного, наполненного тонкими мазками цветов общего и белого всплеска.

Мелкими мазками художник придает плотность предметам. Они не эфемерные, а вполне зримые, имеющие вес, прозрачность, объем.

Рассеянный цвет в натюрмортах Шардена акцентный, мягкий. Выполняет вспомогательную роль - создает объемное пространство. Помогает выявлять объем предметов. Сегодня такие натюрморты назвали бы постановочными, даже учебными. Поскольку мы видим только кусок полки, стола, на котором в гармоничном отношении расставлены предметы. Они нарочитые, ведь это не предмет интерьера, не лежащие на доске или сковородке овощи и в фрукты.

Плоскость, на которой разложены предметы. В некоторых натюрмортах мы ощущаем свободное пространство до натюрморта. А некоторые натюрморты за счет плоскости полки или стола, на которых художник расположил предметы, упираются в плоскость полотна. Мы зримо ощущаем эту горизонталь.

Если же листик, ягодка вышли вперед за эту горизонтальную поверхность, у зрителя создается впечатление, что вот она выступает за плоскость полотна вперед.

Натюрморт с атрибутами искусств. Ж-Б Шарден
Натюрморт с атрибутами искусств. Ж-Б Шарден

Эти же приемы художник использовал и в Иллюстрации к барельефу в технике гризайль. Создается полная иллюзия выступающих вперед фигур, их объем. И в Натюрморте с атрибутами искусств зритель тоже может ощутить острую поверхность бумаги, выступающей вперед за картинную плоскость.

Натюрморт, изображающий барельеф Бушардона "Осень". Ж-Б. Шарден
Натюрморт, изображающий барельеф Бушардона "Осень". Ж-Б. Шарден

Вот таким был консультант по искусству у Дидро.

#салоныдидро #шарден #дидро #выставка #эрмитаж