- Сегодня мы будем разбирать задание 21.
- 21…Ааа, это то ужасное задание, где нужно найти предложения со знаками по одному правилу? Я его наугад всегда делала. Кошмарное задание, вообще ничего не понимаю в нем.
Примерно такой диалог состоялся у меня недавно с ученицей. Да и в целом все ученики, которые когда-либо готовились или готовятся сейчас у меня к ЕГЭ по русскому языку, примерно так реагируют на 21 задание. Оно входит в топ-3 самых ненавидимых школьниками заданий в ЕГЭ.
А я его обожаю. И еще обожаю просветление в глазах учеников, когда в конце занятия они начинают понимать, как его делать, у них начинает получаться и на смену страху и ненависти приходит любовь к этому заданию.
Это первая статья из двух, посвященных выполнению задания №21 в ЕГЭ по русскому языку. Сегодня мы поговорим с вами о запятых.
Запятые в задании 21
В ЕГЭ по русскому языку 2024 года представлено 10 правил постановки запятых. Анализируем предложения, опираясь только на них, выбираем подходящее объяснение из этого ограниченного списка.
Итак, правила постановки запятых:
1. ССП (две основы, соединенные сочинительным союзом)
Похолодало, и потускнели прекрасные пейзажи.
2. СПП (есть подчинительный союз)
Она узнала меня, как только я заговорил.
3. БСП (две основы, союза нет)
Метель не утихала, мороз крепчал.
4. Однородные члены
- В этих дебрях чудилось весёлое чириканье птиц, загадочное трепетание колибри, зловещее шипение змей.
- На елке висели как электрические гирлянды, так и свечи.
- Ни ветер, ни снег, ни мороз не страшны карликовым берёзкам в тундре.
- Я часто проходил мимо этого старинного дома, но не знал его истории.
5. Вводные слова и конструкции
Конечно, вы правы.
6. Обращения
Самара, ты прекрасна!
7. Пояснение
Чаще всего - это приложение, но не всегда. Главное, понимать, что пояснение - это когда у вас дано два факта, например, сторож и швед, и эти факты равны между собой. То есть схема условно такая: если 1=2, то это пояснение.
- На маяке жил сторож, старый швед.
- Показалась из-за облака яркая звезда, предвестница утренней зари.
8. Уточнение
Чаще всего это обстоятельство, но не всегда. Уточнение в отличие от пояснения несёт дополнительную, более точную информацию. То есть у вас опять два факта, только знак = между ними поставить нельзя, между ними будет знак >. Например, лес и поваленное дерево. Названо два места. Второе место - более конкретное, чем первое, значит 1>2. Второй член как бы сужает лес до одного поваленного дерево, уточняет место.
- Он был около леса, у поваленного дерева.
- Вчера, часов в 6 утра, нам позвонили.
9. Обособленные определения
Как правило, они выражены причастными оборотами.
- Звезды, сиявшие в ночи, были хорошо видны. – ПО после определяемого слова
- Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой. – ПО с добавочным значение причины (Потому что Теркин оглушен, он никнет головой)
- И он, всегда думавший только о себе, вдруг помог мне. – ПО относится к личному местоимению
НО! К этому же правилу относятся и обособленные прилагательные.
- Сквозь можжевельник, корявый, неопрятный, проросла роскошная красавица медуница и на свету расцвела. – Два одиночных прилагательных после определяемого слова
- Белая и розовая, вылезла на песчаную дорожку повилика. – Определения оторваны от определяемого слова
- Мы ступили на землю, еще влажную после дождя. – Прилагательное с зависимыми словами после определяемого слова
Все названные выше случаи относятся к одному правилу и на экзамене будут расцениваться именно так.
Однако Р. Дощинский в онлайн-консультации отметил, что ОЧЕНЬ МАЛОВЕРОЯТНО, что в реальных КИМ попадутся такие тексты, в которых будут одновременно обособленные определения, выраженные причастными оборотами и выраженные прилагательными.
10. Обособленные обстоятельства
Здесь мы будем говорить только о деепричастиях и деепричастных оборотах.
- Из леса выбежав, берёзка одна стояла на юру.
- Черёмуха душистая, развесившись, стоит.
Да, как сказал все тот же Роман Дощинский, к этому правилу еще относятся производные предлоги с существительным или местоимением и сравнительные обороты. Однако он же отметил, что в ЕГЭ 2024 гарантированно не будет таких случаев, когда в тексте одновременно будет и сравнительный оборот, и деепричастие/деепричастный оборот.
Так что здесь вполне правомерно я учу своих учеников искать только деепричастия и деепричастные обороты.
Как выполнять задание 21
Итак, правила постановки запятых мы теперь знаем, у нас перед глазами есть список этих правил, к которому я советую в первое время обращаться при работе над заданиями, так будет легче запомнить их и решать задание тоже будет легче.
Первым делом, когда вы приступаете к поиску предложений, в которых запятые ставятся в соответствии с одним правилом, выпишите себе на полях или в черновике в столбик номера предложений. Напротив этих номеров вы будете себе кратко прописывать, какое правило вы заметили в каждом предложении. Потом, когда вы все пропишете, вам останется только еще раз взглянуть на этот столбик и выбрать номера, в которых есть одинаковое правило.
Делитесь своими лайфхаками выполнения этого задания в комментариях. Трудно ли оно дается вашим ученикам?
В следующей статье я делюсь правилами постановки тире и двоеточия для задания 21. Обязательно прочитайте и ее тоже для полного понимания этого задания 😉