Найти тему

Как получить лицензию пилота в Европе или подтвердить текущую лицензию в зоне EASA?

Если вы всегда мечтали о полетах, но сложная система обучения вас останавливала, при переезде в Европу или США процесс получения лицензии пилота, как для хобби, так и для работы, становится доступнее.

Кроме того, представителям профессий в гражданской авиации при переезде в Европу необходимо подтвердить квалификации, и хотя это процесс, сопряженный со сбором и подачей пакета документов, он достаточно прямолинейный.

Сегодня мы расскажем о том, как выучиться и получить лицензию коммерческого или частного пилота в Европе, а также как валидировать текущую лицензию другой страны ИКАО, чтобы сохранить часы налета и продолжить работу в Европе.

Tecnam P2008JC авиашколы Canavia в Испании (Канарские острова)
Tecnam P2008JC авиашколы Canavia в Испании (Канарские острова)

LAPL и PPL - Light Aircraft Pilot License / Private Pilot License - первая ступень обучения коммерческому пилотированию и ваш выбор, если как и я, вы хотите пенсионный возраст провести на ферме с амбаром, Цессной и 400-метровой взлётно-посадочной полосой вдоль забора.

Эти лицензии не разрешают работать пилотом за деньги.

Отличие LAPL и PPL в “авторитетности” лицензии: последняя позволяет продолжать обучение на коммерческого пилота (CPL), получить "ночной" рейтинг и возможность летать в условиях низкой видимости по приборам. Тем не менее, "чистый" PPL без рейтингов очень похож на LAPL, только последний лимитирует максимальную взлетно-посадочную массу самолета до 2 тонн и количество пассажиров до 3-х.

Кроме того, LAPL присваивается пожизненно, а PPL надо продлевать каждые несколько лет. Имея LAPL, легко получить PPL, так как теоретический экзамен одинаков и к нему можно готовиться онлайн. Разница в минимальных лётных часах для лицензии - 30 и 40 соответственно. Разница в цене между LAPL и PPL примерно 30% в пользу первого варианта.

На нашем сайте мы разобрали все отличия LAPL от PPL в помощь тем, кто хочет собирается получить лицензию частного пилота.

Как MFS, только в разы лучше.
Как MFS, только в разы лучше.

CPL и ATPL - Commercial Pilot License / Airline Transport Pilot License - вторая ступень, необходимая для того, чтобы начать коммерческую деятельность как пилот либо устроиться на работу вторым пилотом (ака First Officer) в авиакомпанию. Если у тебя уже есть PPL, тебе необходимо добрать тайп-рейтинг на управление моно- и (по необходимости) мультимоторным самолётом, 150 часов налёта и 250 часов теории для CPL. После экзаменов ты сможешь начать работу как коммерческий пилот на самолете твоего типа.

ATPL - это полновесный этап обучения до First Officer, часто со сдачей тайп-рейтинга под определённый тип пассажирского самолёта (например, B737 или A320). В обучение входит переквалификация с одномоторного на мультимоторный самолёт, полёты в условиях VFR (визуального полета) и IFR (инструментального, то есть плохой и нулевой видимости), UPRT (Upset Prevention and Recovery Training - предотвращение и восстановление после выхода из строя, потери координации, т.д.), стандарты АТС-коммуникаций (с авиадиспетчерами) и даже официальный экзамен ICAO на уровень английского языка.

Высокая стоимость обучения ATPL (от 60000€*) чуть упрощается тем, что в Европе существуют программы поддержки студентов ATPL. Самый распространённый - это партнёрские программы кредитования. Школы договариваются с банками, и те дают долгосрочный учебный кредит, который выплачивается только, когда студент лицензируется и устраивается на работу в авиакомпанию.

Следующий ваш шаг напрямую зависит от того, в какую авиакомпанию ты целишься. Вот такое количество часов налёта нужно, чтобы пойти пилотом в Ryanair:
- Cadet - до 700 часов.
- First Officer - минимум 700 часов, из которых 500 отработано на многомоторном пассажирском самолёте в гражданском сегменте. Часы налёта как авиаинструктор не учитываются.
- Captain - минимум 3500 часов, из которых 800 должно быть как командир-пилот (Pilot in Command) на многомоторном самолёте грузоподъёмностью до 30 тонн.

Но как получить эти часы налёта? Многие пилоты (особенно те, которые совмещают учёбу с работой) устраиваются в лётные школы инструкторами после получения PPL и дополнительного курса FI (Flight Instructor), который обходится в 2000-3000€.

Но при этом региональные авиакомпании, например мои любимые Binter на Канарских островах, принимают заявки от пилотов без ограничения по часам налёта с действующей лицензией ATPL и даже CPL!

Нередко бывает и так, что авиакомпании оплачивают обучение и тайпрейтинг своим пилотам и принимают их на работу без необходимых лиценций на определённый тип воздушного судна. Например, инструктор школы Canavia, с которой я летала два года назад, за это время ушёл работать в небольшую региональную авиакомпанию и там же получил лицензии на управление ATR72.

А что, если уже есть лицензия, часы налёта, опыт работы, можно ли устроиться работать при переезде в Европу? Вот тут интересное. Если ваша лицензия выдана в стране-участнице ICAO, то конвертация её в EASA-лицензию займет от 3 месяцев до года. Разлёт объясняется тем, что часто под процедурой подразумевается сначала валидация, а затем переобучение.

Процедура также может различаться в зависимости от страны, в которой вы были лицензированы работать.

Для пилотов с лицензией ICAO, выданной в России, жизнь
усложняется большим списком санкций EASA. Но санкции EASA не распространяются на пилотов с лицензией Росавиации, которые собираются жить и работать в Европе на европейскую авиакомпанию.

Полёт над Гран Канарией - не только увлекателен, но и живописен. Кроме того, у этих гор начинается лёгкий боковой ветер.
Полёт над Гран Канарией - не только увлекателен, но и живописен. Кроме того, у этих гор начинается лёгкий боковой ветер.

Украинские лицензии признаются согласно Регуляции 2020/723 - можно самостоятельно изучить этот документ, чтобы понять, можно ли конвертнуть вашу лицензию или нужно будет доучиваться. Кроме того, EASA понимает сложности получения оригиналов документов и подтверждений и, судя по всему, предлагает некоторые поблажки в этом процессе.

Мы подготовили большую
статью про процесс валидации и конвертации лицензии ICAO в EASA для коммерческих пилотов в нашем блоге, где рассказываем:

  • Какой необходим пакет документов.
  • Очередность подачи документов и переэкзаменовки.
  • Какие типы виз и резиденций позволяют валидировать лицензию в Европе.
  • На каком основании можно переехать, если вы - пилот авиакомпании.

Учитывая, что IATA прогнозирует удвоение авиа-пассажиропотока к 2040 году по сравнению с 2019 годом, индустрия недосчитается 115000 пилотов в одной только Европе.

*Порядок цен указан на февраль 2024 года в Испании.
Последняя дата обновления статьи - сентябрь 2024.

Наш телеграм-канал 💙 @takeoffblog