- «Есть ли еще в мире обычная прижизненная незаметная святость?»
Конечно, есть. Обязательно. Как же без нее? Без нее вообще бы всё рухнуло. Среди моих прихожан могу показать. Только я им это не говорю, и они сами не знают, что они святые. Не надо им знать. Пусть они о своих грехах молятся, свои тяготы несут. Тихо-мирно. Они светятся, как звездочки, но не знают этого, и не надо им знать. Зачем? Таких много, которые в простоте своей бесхитростности святы. А вот само понятие «святость» очень интересное.
Как наши люди понимают, кто такой святой? Что такое святость вообще? Христос в Евангелии говорит такие слова: «Сие заповедаю вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир" (Ин. 15:17-19). Так вот, «не от мира сего» — по сути дела это и есть святость. Потому что святой — выделенный из этого мира для чего-то Божьего.
Святость как отсутствие греха? Ничего подобного. Святость это не есть безгрешность. Мы можем жития святых почитать. Среди них было тоже много таких людей, которые согрешили в своей жизни достаточно. А таких святых, которые жили и не грешили, очень мало можно найти. По житиям святых достаточно мало тех, которые достигали бесстрастия и безгрешности в своей земной жизни (то есть вели такое ангельское бытие на земле). Их немного. Даже апостола Петра и того упрекали в лицемерии. Его апостол Павел прямо обличал в лицемерии. Это даже в Писании сказано. Так что святость — это не безгрешность. Это именно выделенность из этого мира на Божье употребление, на отдельное Божественное служение.
Здание, которое построено для молитвы, для совершения богослужения, освящают. Его выводят из общего секулярного употребления, из мирского, и оно становится предназначенным только для богослужения. В этом отношении храм свят. То есть храм святой в том смысле, что он выделенный. Там нельзя совершать обычные дела. Это место предназначено Богу. Место, выделенное из общего употребления. Всё! Точно так же освящается, допустим, крестик. Иначе чем он от украшения будет отличаться? Украшение — это просто украшение. Но если крестик, пусть он золотой, освящается, то уже выводится из простого бытового использования как просто побрякушки или украшения. Крестик вводится в особое употребление как символ христианской веры. В этом отношении крестик освящается.
И святые — это люди, которые не от мира сего. Они принадлежат другому, неземному миру, тому горнему, высшему Божьему миру. Вот что значит святой.
Поэтому, конечно, святые и сейчас есть. Но если они начнут бить себя в грудь и говорить: «Я святой», — то всё. Грош цена этой святости. Закончилась она в этот же самый момент.
Вы посмотрите на примеры действительно подлинных святых. Они считали себя грешниками великими. Хоть у нас в России, хоть у греков. Они светятся, как солнце, — святость такая! А себя считают грешниками, немощными грешниками. Почему? Потому что человек, приближаясь к Богу как к источнику святости или света, к чему-то непорочному, какой бы чистенький ни был, видит, что в тени он вроде бы себе казался чистеньким, а когда к Богу подошел — смотри, сколько на мне грязи видать! А чем ближе я к Богу, тем яснее становится моя грязь. Но со спины не видно, поэтому окружающие смотрят и говорят: «Он святой! У него же никаких грехов нет». А он отвечает: «Да что вы? Что вы? Знаете, какой я грешник!» И он не лицемерит. Он правду говорит, он видит это.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.