Найти тему

Ставок больше нет...

Сегодня хотелось бы рассказать о книге, которую я прочитала за один вечер, но она заставила задуматься об очень глубоких философских вещах и испытать различные эмоции, в которые вновь хочется погрузиться. Фантастическая по легкости и наполненности пьеса.

Роман-пьеса «Ставок больше нет» был написан Жан Полем Сартром в 1943 году, но опубликован по окончании войны, в 1947 году, о мужчине и женщине, пути которых пересеклись только после их смерти, в небесной канцелярии. Он- молодой революционер, основатель революционного движения, Пьер Дюмен. Она- состоятельная жена чиновника жандармерии, Ева Шарлье. Оба умирают в расцвете лет, Пьера застрелил один из заговорщиков-предателей, Еву же ради наследства убил собственный муж. После смерти герои становятся призраками и они продолжают «жить». Они помнят свою прошлую жизнь, они видят как живут «живые» и «мертвые». Но как их отличить, живых и мертвых?

- Ну теперь уж вы точно умерли, так сказать, по всем статьям, - объявляет пожилая дама.

Пьер выпрямляется, ему слегка не по себе. - А куда я должен идти?

- Да куда хотите, - пожимает плечами пожилая дама

Превосходно, - подводит итог пожилая дама, - отныне вы мертвы по всем статьям.

- А куда мне теперь?- нерешительно осведомляется Ева.

- Куда хотите. Мертвые свободны.

- Надо же, как много народу?- поражается Пьер

- Не больше, чем всегда,- отзывается его провожатый. - Просто теперь, пройдя регистрацию, вы видите еще и мертвых.

- А как их отличать от живых?

- Очень просто: живые всегда спешат…

Здесь раскрыта печальная тема смерти, но Сартр описывая ее, использует столько сатиры и юмора, что вовсе не печально. Но вся трагедия будет дальше.

Главные герои встречаются только после смерти. Возникает вопрос, почему эти двое не встретились раньше, при жизни. Ответ на него до банальности прост:

- Взгляните на этих двоих.

Роскошный автомобиль, за рулем которого сидит шофер в ливрее, притормаживает у тротуара. Молодая женщина, очень хорошенькая и элегантная, выходит из машины, ведя на поводке пуделя. Она делает несколько шагов по тротуару. Навстречу ей движется рабочий лет тридцати. Он несет на плече чугунную трубу.

- Она примерно того же типа, что и вы, но не так красива. Ну а он вроде меня, тоже чуть похуже. Пока он это говорил, хорошенькая молодая женщина и трудяга поравнялись друг с другом.

-… И вот их пути пересекаются, - продолжает Пьер.

Элегантная прохожая и рабочий удаляются – каждый в свою сторону.

- И вот… они даже не обменялись взглядами, - повернувшись к Еве, заканчивает Пьер.

Но вот, после смерти, встретившись, Пьер и Ева влюбляются друг в друга, и судьба идет им навстречу: оказывается, они должны были познакомиться еще в мире живых, но закралась какая-то бюрократическая ошибка. И теперь они получат второй шанс изменить свою судьбу. Их отправят в мир живых, где они в течении 24 часов должны полюбить друг друга, чтобы остаться в мире живых, иначе добро пожаловать в мир мертвых навсегда! В течении 24 часов герои столкнутся с главной проблемой – проблемой выбора. Может ли человек управлять своей жизнью или все уже заранее предрешено? И если человек не в силах что-либо сделать или изменить, стоит ли продолжать пытаться? Не лучше ли сразу сдаться и признать, что в конце тебя ждет проигрыш?
На данные вопросы у Сартра есть ответы. Конечно, можно смириться, но такой взгляд присущ призракам. Сартр гениально показывает, что когда ты лишаешься сил и возможностей что-то предпринять, превращаешься в бестелесное создание, в призрака, тебе ничего не остается, кроме как смириться. И с этим скорбным смирением наблюдать, как убивший тебя муж соблазняет твою сестру или как тиран, против которого ты боролся всю жизнь, снова побеждает.
Но пока ты живой, ты можешь выбирать и принимать решения, пока ты способен любить и верить, надо продолжать борьбу. И это намного лучше смирения, даже если конец предрешен.

А какое впечатление произвела данная книга на Вас?