Как бы мы не желали, чтобы побыстрее наступили теплые весенние деньки, но зима не отступает. А преподносит нам всё новые и новые сюрпризы: то ледяной дождь, то морозы, то снегопады. И что нам остается делать?
Думаю, надо наслаждаться тем, что есть, жить здесь и сейчас.
Предлагаю ловить последние снежинки и, пользуясь возможностью, ещё раз полюбоваться на зимние пейзажи. А для этого я собрала картины, на которых художники постарались зафиксировать такое красивое состояние природы, как иней. Да и поэты тоже не остались в стороне.
Больше всего это удивительное природное явление отразилось в творчестве Игоря Эммануиловича Грабаря (1871-1960). Впервые он испытал восторг от созерцания инея ещё в 1903 году в Подольске, когда был в гостях у Виктора Борисова-Мусатова.
«Видел его, конечно и прежде, но не как художник, а как обыватель, теперь же я впился глазами в это необычайное, фантастическое зрелище, в эту сказку в действительности», – вспоминал Игорь Грабарь.
Все свои пейзажи художник писал с большим чувством восхищения красотой природы, и иней давал ему не только вдохновение, но и тот восторг, ту радость, которую он всегда стремился донести до зрителя.
«Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок», – писал в своих воспоминаниях Игорь Грабарь.
Художник не раз обращался к этой теме в своем творчестве и даже создал две серии картин, названные «День инея»: в 1905-1908 годах и в 1940-е годы, а также писал отдельные этюды и картины в другие годы.
Можно было бы сделать целую публикацию только из работ Грабаря. Но я сегодня решила выбрать для вас его совершенно роскошную картину – «Роскошный иней» 1941 года. Вторая серия работ «День инея» создавалась на берегу реки Сходня в живописных окрестностях Химок. Художник брал с собой на пленэр сразу несколько холстов, чтобы успевать переключаться с одного мотива на другой, следуя за солнцем.
В картине «Роскошный иней» сквозь ажурные березки пробиваются вечерние солнечные лучи, оставляя длинные холодные тени на снегу и заставляя искриться хрустальный иней на ветвях.
И глядя на такую красоту сразу хочется петь: «Синий синий иней лег на провода…». Текст на русском языке к этой песне написал в 1969 году Альберт Сергеевич Азизов (1936-1982):
Слова: Альберт Азизов
Музыка: Х.Хантер, Д.Келлер
Синяя песня
Синий синий иней лег на провода
В небе темно-синем синяя звезда
Только в небе, в небе темно-синем.
Синий поезд мчится в дымке голубой
Не за синей птицей, еду за тобой
За тобою, как за синей птицей.
Ищу я лишь ее мечту мою
И лишь она одна мне нужна
Ты ветер знаешь все, ты скажешь где
Она, она, где она-а.
Припев:
Синий синий иней
Синий синий иней
Синий синий иней
Синий синий иней
Синий синий иней
Синий синий у-у-у-у-у-у-у.
Облака качнутся уплывут назад
А мне бы окунуться в синие глаза
Оу-о, лишь в твои глаза мне окунуться.
Синий синий иней лег на провода
В небе темно-синем синяя звезда
Только в небе, в небе темно-синем.
Ищу я лишь ее мечту мою
И лишь она одна мне нужна
Ты ветер знаешь все, ты скажешь где
Она, она, где она-а.
Припев.
1969
Но надо сказать, что Игорь Грабарь был не первым, кто обратился к теме инея в живописи. Ещё в семнадцатом веке на своих полотнах его изображал фламандский художник Гейсбрехт Лейтенс. А у русских пейзажистов первую работу, в которой упоминается это природное явление, «Зима в лесу (Иней)», я обнаружила у «царя леса» Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898). Как всегда, очень реалистично и детально точно художник изобразил красоту зимнего леса: застывшие под снегом кустарники и прошлогодние сухие травы и покрытые инеем, блестящие на солнце ветви деревьев.
Про лес, который «поседел от инея», и стихотворение Александра Яковлевича Яшина (Попов, 1913-1968):
Александр Яшин
Лес поседел от инея...
Лес поседел от инея,
Бел, как сама зима,
Что ему дюны синие,
Снежная кутерьма!
Закостенев от холода,
Он терпеливо ждёт:
Ранней весною молодость
Снова к нему придёт.
Мне ничего похожего
Не принесёт весна,
Вот почему встревожен я, –
Жизнь у меня одна.
Всё невозвратно: сильный ли,
Слабый ли человек,
Раз лишь прихватит инеем –
И седина навек.
1965
«Лес в инее» – так называется картина Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897), на которой он запечатлел сказочное состояние зимней природы. В этом позднем пейзаже художник выбирает свой излюбленный мотив – деревенская окраина, за которой начинается лес. Вечер, солнышко уже скрылось за высокими деревьями, окрасив небо закатным светом, а в избушке затопили печь. Всё вокруг покрыто глубоким снегом, засыпает заиндевелый лес, и лишь несколько ворон на переднем плане, да стая птиц в небе оживляют пейзаж. В полотне нашли отражение печальные события жизни художника в этот период.
Такое же настроение поющей «звенящим гулом темной судьбы» мы найдем в строках Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953):
Иван Бунин
Леса в жемчужном инее. Морозно...
Леса в жемчужном инее. Морозно.
Поет из телеграфного столба
То весело, то жалобно, то грозно
Звенящим гулом темная судьба.
Молчит и внемлет белая долина.
И все победней ярче и пышней
Горит, дрожит и блещет хвост павлина
Стоцветными алмазами над ней.
1907
Следующий пейзаж «Иней» принадлежит кисти русского, советского живописца и педагога Василия Николаевича Бакшеева (1862-1958). Мы словно шагнули в ледяной дворец. Художник изобразил не только покрытые ледяным инеем деревья, но и заледеневшую колею на дороге. Всё залито холодным зимним солнечным светом. И над всей этой белизной – чистое голубое небо.
Василий Бакшеев много времени провел в деревне Зайцево (сейчас это Одинцовский район Московской области), куда он приехал впервые ещё студентом к своему другу С.А. Лосеву и где познакомился с его пятнадцатилетней сестрой и со своей будущей женой Анной. Поэтому, на мой взгляд, к его картине как нельзя лучше подойдут строки Вероники Михайловны Тушновой (1911-1965) про «лучезарный иней», про Подмосковье и про любовь:
Вероника Тушнова
Опять утрами – лучезарный иней...
Опять утрами – лучезарный иней
на грядках, на перилах, на траве.
Оцепененье.
Воздух дымно-синий.
Ни ласточки, ни тучки в синеве.
Сияющая обнаженность рощи,
лиловых листьев плотные пласты.
Наверно, нет
пронзительнее, проще
и одухотворенней красоты.
Все чаще думается мне с тоскою,
что впереди не так уж много дней.
Я прежде не любила Подмосковья.
Кого винить мне
в бедности моей?
А это все существовало. Было.
Лес. Первый иней. Талая вода.
Шел дождь.
Шиповник цвел.
Метель трубила.
… Я и тебя когда-то не любила.
Где я была?
Кто я была тогда?
И вновь мы сворачиваем в лесную чащу, где глубокий белый снег и не видно следов ни птиц, ни зверей. Иван Августович Вельц (1866-1926) уже знаком нам своими прекрасными зимними пейзажами. В своих работах он запечатлел и начало зимы, и первый снег, и зимнее солнце. Ему удавалось очень точно передать любые состояния природы. Вот и красота инея, покрывшего ветви деревьев, нашла отражение в творчестве художника. Картина 1906 года так и называется – «Иней».
Переплетенные веточки на картине Ивана Вельца напоминают ажурное кружево. А в стихотворении Ларисы Емельяновны Миллер (р. 1940) «белоснежные нитки прошили простор» и есть стремление «всё земное зашить, залатать и спасти»:
Лариса Миллер
Шито белыми нитками наше житьё...
Шито белыми нитками наше житьё.
Посмотри же на странное это шитьё.
Белой ниткой прошиты ночные часы.
Белый иней на контурах вместо росы.
Очевидно и явно стремление жить
Не рывками, а плавно, не дёргая нить.
Шито всё на живульку. И вечно живу,
Опасаясь, что жизнь разойдётся по шву.
Пусть в дальнейшем упадок, разор и распад.
Но сегодня тишайший густой снегопад.
Белоснежные нитки прошили простор
В драгоценной попытке отсрочить разор,
Всё земное зашить, залатать и спасти,
Неземное с земным воедино свести.
1976
Все работы Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927) наполнены праздничным настроением и жизнелюбием. Художник, прикованный к инвалидному креслу, пишет, глядя в окно своей квартиры на Введенской улице в Петрограде, удивительно яркий, искрящийся на солнце и излучающий радость пейзаж. Его «Иней» – словно гимн жизни и оптимизму.
Георгий Викторович Адамович (1892-1972) своё стихотворение про «райский иней» написал уже в эмиграции, в Париже, где лишь во сне он видел «реку всю в снегу» и нерифмующийся Петербург:
Георгий Адамович
Всю ночь слова перебираю...
Всю ночь слова перебираю,
Найти ни слова не могу,
В изнеможеньи засыпаю
И вижу реку всю в снегу,
Весь город наш, навек единый,
Край неба бледно-райски-синий,
И на деревьях райский иней...
Друзья! Слабеет в сердце свет,
А к Петербургу рифмы нет.
1928
И Станислав Юлианович Жуковский (1873 -1944) свою картину «Иней» тоже написал в 1928 году уже за пределами Советской России. В этот период художник много работал в родной для него Гродненской губернии, которая в те годы принадлежала Польше. И скорей всего и этот пейзаж был написан где-то в Полесье. Сохраняя традиции русского лирического пейзажа, Жуковский в эти годы всё больше экспериментирует с импрессионистской техникой живописи, используя более крупный быстрый мазок. Поэтому мы уже не видим кружевных, детально прописанных веточек, но осталось много солнца, длинные голубые тени на снегу, чистое небо и приподнятое настроение.
И примерно в те же годы было написано стихотворение Сергеем Антоновичем Клычковым (1889-1937) про «ели, убранные в иней». «Истинно народный поэт», как называл его Сергей Есенин, оставался в стране, но его стихи и проза считались контрреволюционными, и после 1930 года он уже не печатался. А в 1937-м Клычков был арестован по ложному обвинению и расстрелян. А мы вспоминаем о нем в «день морозно-синий»:
Сергей Клычков
Сегодня день морозно-синий
Сегодня день морозно-синий
С румянцем был во все лицо,
И ели, убранные в иней,
Обстали к вечеру крыльцо.
Вздыхая грузно на полатях,
До света грежу я всю ночь,
Что эти девки в белых платьях
И между ними моя дочь…
Глаза у них круглы и сини
Под нежной тенью поволок,
И наверху, посередине,
Луны отбитый уголок…
Глаза их радостны и чисты,
А щёки мягче калачей…
…И звезды снизаны в мониста
На нити тонкие лучей!
И дух такой морозно-синий,
Что даже распирает грудь…
И я отряхиваю иней
С висков, но не могу стряхнуть!
1929
Ну а художник-люминист Иван Федорович Шультце (1874-1939) плетет своё волшебное кружево из инея и утреннего света. Художник создавал удивительной красоты зимние пейзажи. Выработав свой индивидуальный стиль в арктической экспедиции, он продолжал использовать всевозможные световые эффекты в своих снежных пейзажах и после эмиграции во Францию. К этому периоду относится его солнечная работа «Кружева из инея».
А поэтическим дополнением пейзажу Шультце станет стихотворение Новеллы Николаевны Матвеевой (1934-2016) о том, как «стояла роща, как Людовик, в сизых буклях изморози ранней» и как под красным солнцем «иней таял, даже не стараясь удержаться в легкой сетке чащи…»:
Новелла Матвеева
Иней
На рассвете, в сумерках ледовых,
Хор берез был выше и туманней.
И стояла роща, как Людовик, –
В сизых буклях изморози ранней.
Но опять, за далями пустыми,
Красное, как будто после бури,
Встало солнце с мыслью о пустыне
В раскаленно-грезящем прищуре.
По коре взбирался, укреплялся
На ветвях его огонь раскосый,
И кудрявый иней выпрямлялся,
Делался водой простоволосой.
Иней таял, даже не стараясь
Удержаться в легкой сетке чащи,
Уменьшаясь, точно белый страус,
Отвернувшийся и уходящий.
1967
Ну а у нас иней пока не тает. И для разнообразия хочу показать вам «Иней» Наталии Сергеевны Гончаровой (1881-1962), мастера авангардного искусства. Картина написана по мотивам собственных иллюстраций художницы для сборника стихов Тихона Чурилина «Весна после смерти». Как и его произведение «Иней» картина Гончаровой построена на контрасте черного и белого. И маленьким черным фигуркам на полотне так трудно идти «по белому».
Ну и естественно, стихотворение футуриста и символиста Тихона Васильевича Чурилина (1885-1946), в котором звучит слабая надежда на то, что «утром уже не будет трудно, будет легко – белеть»:
Тихон Чурилин
Иней
Сад – белый. Был черный – только вчера в ночь побелел:
Приходил ночью белый и всё в такое, как сам, одел.
Трудно, когда весь в черном, теперь по саду идти, –
Мерещится: белый упорно, стоя, ждет на пути.
Остановиться, не идти дальше, так тут и окаменеть.
А утром уже не будет трудно, будет легко – белеть.
И утром, будто обычно, сюда много – искать – придёт.
Остановятся – и один скажет, указывая, строгое: вот.
1909
И завершит нашу сегодняшнюю подборку изображение инея, созданное уже в двадцать первом веке. Заслуженный художник России Олег Александрович Бороздин (1929-2016) родился на Севере, а большую часть жизни прожил в Вологде, поэтому в своих пейзажах он очень реалистично и с большой любовью показывал красоту северной природы.
Его картина «В инее» переносит нас в уютный дворик заснеженной Вологды: симпатичный двухэтажный деревянный домик с заиндевевшими окнами, чистый белый снежок укрыл крышу, землю и припорошил подоконники, а березки нарядились в хрустальные платья из инея.
А вот в стихотворении Андрея Дмитриевича Дементьева (1928-2018) самый первый иней. И это пока ещё только ожидание, предчувствие праздника зимы с её снегами и метелями:
Андрей Дементьев
Деревья инеем покрыты...
Деревья инеем покрыты.
И лес, понурившись, стоит,
Как будто холодок обиды
В своем молчании таит.
Еще нет снега…
Только иней.
И нет зимы, а стынь одна.
И ствольный град,
Казалось, вымер –
Такая в граде тишина.
Все впереди – снега, метели…
И лес несется в эту даль,
Уже предчувствуя веселье
Сквозь уходящую печаль.
2010
Вот такую красоту продолжает дарить нам зима. И нам остается её только заметить, не пройти мимо, не проскочить в ежедневной суете и в ожидании весны.
Буду рада узнать, какой «Иней» вам больше понравился.
С любовью, ваша Света В.
Мой Телеграм-канал, где я выкладываю анонсы всех своих новых статей –
Другие мои статьи с картинами и стихами можно посмотреть в подборке «Живопись в поэтическом сопровождении»