Найти тему
АиФ–Оренбург

Через тернии к самому себе: в Оренбурге представили «Таню» Арбузова

   В Оренбурге представили «Таню» Арбузова
В Оренбурге представили «Таню» Арбузова

На сцене оренбургского драматического театра им. Горького прошли премьерные показы драмы «Таня» по одноимённой пьесе А. Арбузова. Советская классика, выдержавшая свыше тысячи постановок, вышла за пределы своего времени.

В оренбургской версии помимо основного состава (Юлия Каштанова, Дмитрий Татаринцев, Наталья Лавриненко), задействованы и молодые актёры (Анна Лиходеева, Марина Лука, Дарья Катричева и др.).

   Семейная идиллия Тани и Германа Фото:  Оренбургский Драматический театр имени Максима Горького/ Сергей Медведев
Семейная идиллия Тани и Германа Фото: Оренбургский Драматический театр имени Максима Горького/ Сергей Медведев

Сюжет пьесы, разворачивающейся в конце 30-х, достаточно прост: мир наивной и, как обычно говорят, по уши влюблённой в своего мужа – гениального инженера – главной героини Тани рушится в одночасье, когда ей становится известно о его увлечении другой женщиной – успешной и богатой во всех отношениях. К одной трагедии тут же добавляется вторая – спустя время Таня теряет ребёнка. Поле этого она решает начать новую жизнь. Повествование незатейливое, но, по мнению постановщиков, не ограничивается банальной историей несчастной любви.

- Таня, как и многие мы, сама создала собственный тесный мирок, в котором существовала. Эта пьеса показывает её переход к новому состоянию, её взросление. В жизни ведь происходит всё то же самое: став другим человеком, уже невозможно, попав в сложную ситуацию, аналогичную с прошлым, поступить точно так же. Иногда для такого воспитания нужны события, которые станут переломными, пусть мучительные, но они закаляют человека. Таня в конце – совершенно иной персонаж, более зрелый, более ответственный, который уже не станет «душить» своей эгоистичной любовью – она слишком ценит себя и границы окружающих, - считает режиссёр-постановщик Александр Фёдоров.

При всей простоте сюжета пьесу довольно трудно перенести на подмостки. В ней совсем немного действующих лиц, но каждый из них имеет свою выстроенную историю. Время в пьесе условно, а многие ключевые события, к примеру – превращение робкой девушки в уверенную в себе женщину, происходят «за кадром», и зритель узнаёт о нём постфактум, из диалогов. Поэтому постановщикам часть действия пришлось попросту додумывать ради динамики, но оно того стоило – короткий эпизод, в котором доктор Таня на лыжах в одиночку пытается пройти сквозь сибирскую пургу на вызов к заболевшему ребёнку, получился одним из самых сильных в спектакле.

   Таня в финале спектакля Фото:  Оренбургский Драматический театр имени Максима Горького/ Сергей Медведев
Таня в финале спектакля Фото: Оренбургский Драматический театр имени Максима Горького/ Сергей Медведев

Стоит отметить, что действия как таковые в постановке сведены к минимуму, а потому раскрывать персонажей приходится преимущественно через речь. И оформление сцены под стать повествованию мрачное и грубое, что даже падающий снег и саундтрек на основе советской классики не может нанести флёр романтики.

При всё обилии ненавязчивых намёков на советскую эпоху, герои спектакля вполне современные люди, что поначалу вносит некоторый диссонанс. Но при этом «Таня» в любом случае найдёт своего зрителя, который не будет требовать от постановщиков нестандартных решений и сверхъестественной символогии, а придёт просто «увидеть, как в жизни бывает».