Впервые на экране он появился ещё совсем ребенком и с тех пор прошел через все этапы актерской карьеры: пережил невероятную популярность, преодолел затишье и вновь вернулся на экраны. За годы работы в фильмографии у него накопилось больше 60 проектов. Он умел быть разным, у него это получалось, но запомнили его, как парня с вечно мальчишеским лицом и наивным взглядом.
Тому самому Иванушке из сказки "Марья-искусница" Виктору Перевалову 17 февраля исполнилось бы 75 лет.
О том, как юный мальчишка попал в кино и стал серьёзным артистом, материал "Жизни".
Самый популярный из детей-актеров страны
Родился Виктор Перевалов в 1949 году в Ленинграде в семье санитарки и торговца. Тяжелые военные годы и ужасы блокады были еще не забыты, и родители прикладывали все усилия, чтобы их дети ни в чем не нуждались. Жили, конечно, не в роскоши, но и не у края бедности.
Витя был самым младшим ребенком в семье и на момент, когда его заметил помощник режиссера на экскурсии, учился в первом классе. Типажный парнишка зацепил кинодела, и в восемь лет Витя оказался на съемочной площадке в короткометражке “Тамбу-Ламбу”. В главной роли...
- Семья никакого отношения к искусству не имела. В первом классе, помню, нас повели во Дворец пионеров на экскурсию. А там ассистенты режиссеров как раз искали мальчишек для фильма «Тамбу-Ламбу». Снимал его Владимир Бычков, который позже снял "Город мастеров" и "Достояние республики". Такая белая голова, как у меня, была единственная на весь класс, и, я так подозреваю - на весь Дворец пионеров тоже. Вот меня из толпы и выхватили. Записали адрес, через какое-то время прислали повесточку с "Ленфильма", и в итоге я сыграл одного из двух главных героев – Вовку, - рассказывал Перевалов в интервью АНДРЕЮ КОЛОБАЕВУ.
Зрителям и режиссерам трогательный малыш полюбился сразу, и карьера мальчика стремительно пошла в гору. Через пару лет Перевалов снова появился в кино - на этот раз в главной роли в сказке "Марья-искусница". Новой работой он жутко гордился, ведь на Иванушку претендовало около сотни ребят. Работал он на одной площадке с Михаилом Кузнецовым, Георгием Милляром и Нелли Мышковой. Мальчик знал, что они знаменитые артисты. Всего масштаба он, конечно, не осознавал в силу возраста, однако капризничать рядом с ними позволить себе не мог. И это несмотря на изнуряющие для детского организма съемки. Однажды Витя даже загремел в больницу из-за травмы прямо со съемочной площадки.
- Я уставал жутко, бывало, меня привозили со съёмок домой, я ложился на кровать, и из носа в две струи хлестала кровь – от перегрева и переутомления. Но, глядя как работают эти дяди и тети, я не мог себе позволить упасть на землю, заколотить ногами и закапризничать, мол, голову напекло. Хотя съемки в «Марье-искуснице» – это была почти пытка для ребенка. Меня обрили наголо, привезли в Ялту, естественно в первый же день моя башка «сгорела» напрочь. И мне на эту сгоревшую голову надевали парик, по краям промазывали спиртовым лаком и приклеивали. Ох, как содранной коже было "приятно"! А еще – однажды мы на пару с "солдатом" Михаилом Кузнецовым грохнулись с трехметровой высоты, я повредил позвоночник и угодил в больницу. Но я хоть и был ребенком, работал по-взрослому, - рассказывал Перевалов в интервью АНДРЕЮ КОЛОБАЕВУ.
Не поступил в театральное и впервые выпил в 16 лет
Сниматься в кино Вите очень нравилось, и он с головой погружался в свои роли в проектах "Сомбреро", “Балтийское небо”, “Старожил”, однако занятость отражалась на учебе мальчика. Он постоянно пропадал на киностудии и детства у мальчишки не было. Чтобы нагнать хромающую успеваемость ему пришлось даже на время отказаться от съемок.
- Даже если не находилось для меня больших ролей, всегда полно было эпизодических (таких как «Город зажигает огни», «Дама с собачкой» и так далее). Я же как егоза – на месте никогда не сидел, облазил все павильоны «Ленфильма», было интересно – как, где и что снимают. И периодически режиссеры "ловили" меня в свои картины. Ведь мальчишки все время нужны, а режиссеры, как и все нормальные люди – ленивые. Зачем прочесывать весь Советский Союз? Есть вечно молодой Витька – его и снимай, - рассказывал Виктор Перевалов в интервью Андрею Колобаеву.
Вернулся в кино из вынужденного перерыва Перевалов только в 16 лет. На пробы в "Республику ШКИД" парень пошел сам и получил одну из главных ролей – беспризорника Гогу. Кстати, тогда же парень впервые получил на руки гонорар (раньше деньги получала мама) и сразу же отправился отмечать совершеннолетие с другом.
- В феврале 1965-го я получил паспорт, и 26-го числа мне выдали лично в руки мой первый аванс – в той самой в кассе, где все меня знали сызмальства. Пришел в павильон и сразу же натолкнулся на Кольку Годовикова, который в будущем стал Петрухой в "Белом солнце пустыни". Вот мы с Колюней и "обмыли" мое совершеннолетие – пошли в творческое кафе и выпили по пятьдесят граммов коньячку. И хотя выглядели мы в то время на все тринадцать с половиной (я всегда гораздо моложе своих лет выглядел), нам без звука налили. Сели мы за столик, треснули, закусили шоколадкой и пошли такие все из себя гордые. Это был первый алкоголь в моей жизни, - рассказывал Виктор Перевалов в интервью Андрею Колобаеву.
"Я Вас любил…" и пик популярности
Витю любили зрители и режиссеры, но настоящая слава к нему пришла после молодежной лены “Я Вас любил…”. Его всё чаще начали узнавать на улицах, просить об автографах, а девчонки буквально вешались на шею. Тогда же Витя и подумал о том, чтобы пойти учиться в театральный институт, но было, откровенно, лень. Да и времени свободного у парня не было – он постоянно пропадал на съемках.
- Учиться я не хотел никогда. После картины "Я вас любил" была мысль поступить в ВГИК, но режиссер Владимир Роговой отловил меня в коридоре "Мосфильма" и затащил на другие съемки… Правда, вечернюю школу я все же закончил, уже в армии. Я считаю, что кино - это не театр. Если ты нужен, тебя и без института позовут, а не нужен — с тремя высшими образованиями не возьмут. Сколько я знаю ребят, которые штаны просиживают в студии киноактера. Некоторые из них по два вуза закончили. Я же учился прямо на площадке, - резонно заметил Виктор Перевалов в интервью Андрею Колобаеву.
Потом 18-летнего Витю призвали в армию, но даже во время службы он умудрился сняться в нескольких фильмах. В общем, ничто не мешало молодому актёру сниматься. В конце 60-х Перевалов пополнил свою фильмографию ролями в военных фильмах “Годен к нестроевой” и “Золото”, а после появлялся лишь в небольших эпизодах. Подросший парень, который еще недавно был самым востребованным актером-ребенком, вдруг стал интересен только как персонаж в военной форме.
Работал грузчиком и могильщиком
В 1975 году Виктору снова посчастливилось сыграть ведущего героя - в картине "Между небом и землёй", а через два года он появился в ленте "Трактире на Пятницкой", а потом на актёра посыпались эпизоды. Так, в начале 80-х Перевалов понял, что киноиндустрия больше в нем не нуждалась, и в его карьере наступило затишье. Чтобы хоть как-то зарабатывать на жизнь, актеру приходилось подрабатывать то грузчиком, то сторожем, то могильщиком. Брался Перевалов за любую работу, чтобы прокормить семью.
- Виктор совершенно не умел отказывать, не мог просить, не выбивал себе гонораров. Он всю жизнь был “внештатным актером”, не состоял ни в Союзе кинематографистов, ни в гильдии, не окончил ВГИК и даже на нормальную пенсию себе, получается, не заработал. Чуть больше двух тысяч рублей в месяц у него было, потому что, как я ни билась, его детскую карьеру так и не включили в пенсионный стаж. Ведь он снимался еще в СССР, а в СССР детский труд был запрещен, - делилась супруга Виктора - Ирина Перевалова.
Спустя десять лет мытарств, в 1992 году, Виктор появился в комедии "Игра", а после опять пропал с экранов. Только в 2005 году ему наконец снова досталась ведущая роль в фильме “Граффити”.
- Когда Игорь позвонил, предложил роль почти бомжа, битого жизнью деревенского философа, сначала не поверил. Поэтому от радости по квартире не прыгал. А когда все стало реальностью, и меня утвердили на роль Клизи, конечно, кураж взыграл. По кино я очень соскучился, - рассказывал Виктор Перевалов в интервью Андрею Колобаеву.
Казалось, что после этого должно было все наладиться, но, увы, талантливого артиста не спешили приглашать на большие роли, и он продолжал мелькать в эпизодах.
Поклонницы рассказывали ему ночами стихи, а жена не узнала в нем актёра
От недостатка женского внимания Витя никогда не страдал. Первая любовь у него случилась лет в 14 и быстро прошла. Он, уже будучи известным, понимал, что девушки проявляли интерес из-за его актерской карьеры, и старался не связываться с фанатками, но иногда все-таки пользовался вниманием и порой заводил по два-три романа одновременно. В общем, молодость проходила бурно, хотя чаще, конечно, ему доставались лишь поцелуи в щечку и разговоры до утра.
- У меня все-таки был имидж лирического героя, а не мачо, как сейчас говорят. Мой герой такой – за ручку подержаться, в щечку поцеловать, под окнами полдня потоптаться, любимое имя на снегу выводить… И никакой постели! В Минске ко мне на улице подошла девчонка. "Можно с вами поговорить?" "Да", – отвечаю. Оказалось, она пишет стихи. Взяли пива, пошли ко мне в гостиницу. И что же, вы думаете, мы всю ночь напролет делали? Она до утра читала стихи, а я слушал. Утром проводил ее и все. То есть душу излить – это ко мне всегда пожалуйста. И таких историй – уйма. Словом, другой контингент женщин был около меня, - рассказывал Перевалов.
Словом, девушек вокруг актера вертелось много, но женат он был лишь один раз. Свою единственную он встретил, когда пришел из армии и снимался в очередном фильме. Однажды после съемок Витя с друзьями пошел гулять в парк, а на обратном пути они зашли за пышками. В очереди он и познакомился с будущей супругой Ириной. Девушка тогда не знала, что он актер и ее искренний интерес подкупил. С тех пор они не расставались и прожили вместе больше 40 лет.
- Она не знала, что я артист, пока меня не увидела одна из ее подруг. А для меня, как я уже говорил, важно, чтобы меня любили как Виктора Перевалова, а не Принца с розой из "Старой, старой сказки". Возможно, это все и решило, - рассказывал Виктор Перевалов в интервью АНДРЕЮ КОЛОБАЕВУ.
Последняя гастроль и ранний уход
Постепенно Виктор Перевалов из востребованных актёров перекочевал в категорию забытых… На экране он появлялся редко, роли были небольшими, а когда его вдруг пригласили в сериал "Пусть не кончается любовь", он воодушевленный отправился в Москву.
Однако в начале июля, так и не закончив сниматься в проекте, Виктор неожиданно вернулся домой в Санкт-Петербург. Квартира актера находилась рядом с вокзалом, но до дома он добирался два часа, а переступив порог чуть было не упал, благо его успели подхватить. Вид актёра был пугающим и болезненным: с опухшими ногами и синяком на лице он был абсолютно без сил. Хоть он и страдал хронической обструктивной болезнью лёгких, таким его семья не видела никогда. А о том, что он отправляется домой им даже не сообщили.
Врачи "скорой" осмотрели Перевалова, сделали ЭКГ и заверили, что синяк от удара кулаком в глаз. Супруга артиста не поверила, посчитав, что тот мог сам упасть, ведь подобное уже случалось. Кардиограмма оказалась хорошей, однако уже 5 июля 2010 года актер скончался в отделении реанимации от инфаркта.
Что произошло с актером на съемках и почему команда, заметив болезненное состояние, отправила его на поезд, а не в больницу, так и не стало известным. Похоронили Виктора Перевалова в Петербурге, а из представителей киноиндустрии никто попрощаться с коллегой не пришёл… Ему был всего 61 год.
Автор: Анастасия Кочкина