Найти в Дзене
Сияние Здесь

Денис Ступников: не стесняйтесь уходить в любимую музыку с головой.

Денис Ступников - известный журналист, публицист, автор нескольких книг о музыкальных группах. Рок-музыка для Дениса не только хобби, работа, научное поле для исследования, но и увлекательный путь в сторону Неба. _______________________________________ - Расскажите, почему именно рок Вы выбрали своей основной областью исследования? - Думаю, не я его выбрал, а он меня. Дело в том, что это по английски понятие rock ’n’ roll обозначает легкомысленное «качайся и крутись». А в русском языке, Рок — это Судьба. С самого начала я как-то очень серьезно воспринял мифологему рока, ёмко выраженную в песне и альбоме «Алисы» «Черная метка» как особой печати, входа в магический театр Германа Гессе, плата за вход в который — разум. Если ты пришел сюда с решительными намерениями, то тебе уже отсюда не выйти — по крайне мере, таким, каким ты был раньше. Другое дело, что можно слишком близко принять к сердцу сомнительный лозунг «живи быстро — умри молодым» и быстро сжечь себя в пороках и зависимостях.

Денис Ступников - известный журналист, публицист, автор нескольких книг о музыкальных группах. Рок-музыка для Дениса не только хобби, работа, научное поле для исследования, но и увлекательный путь в сторону Неба.

Денис Ступников
Денис Ступников

_______________________________________

- Расскажите, почему именно рок Вы выбрали своей основной областью исследования?

- Думаю, не я его выбрал, а он меня. Дело в том, что это по английски понятие rock ’n’ roll обозначает легкомысленное «качайся и крутись».

А в русском языке, Рок — это Судьба. С самого начала я как-то очень серьезно воспринял мифологему рока, ёмко выраженную в песне и альбоме «Алисы» «Черная метка» как особой печати, входа в магический театр Германа Гессе, плата за вход в который — разум. Если ты пришел сюда с решительными намерениями, то тебе уже отсюда не выйти — по крайне мере, таким, каким ты был раньше. Другое дело, что можно слишком близко принять к сердцу сомнительный лозунг «живи быстро — умри молодым» и быстро сжечь себя в пороках и зависимостях.

Но тот, кто это обойдет или преодолеет, имеет реальный шанс выйти на следующий уровень и духовно обогатить себя и окружающих.

- Какой именно рок Вам интересен? Только ли русскоязычные группы?

- Тот, который зиждется на трех китах — Драйв, Смысл и Харизма. Начинал постигать рок с четырех его отечественных столпов - «Наутилус Помпилиус», «Аквариум», «ДДТ» и «Алиса». Параллельно или чуточку позже открывал для себя «Гражданскую Оборону», «Телевизор», «СерьГу» «Агату Кристи», «Чайф», «Коррозию Металла», «Бони НеМ», «Центр», Линду, Павла Кашина, «Мегаполис», «Ногу свело!», «Моральный кодекс», «Чиж и Со», «Сплин» многие и многие другие.

-2

Дальше, как говорится, меня накрыла с головой новая волна нашего панка или альтернативы: «Ва-Банкъ», Рикошет, Tequilajazzz, «Кирпичи», «Джан Ку», «Король и Шут», «Краденое Солнце», «Адаптация», «НАИВ», «Тараканы!», «Смысловые Галлюцинации», «Пилот», «Кукрыниксы» «Элизиум». Великое множество всего, реально проще сказать, что не люблю, или недооцениваю: например, «Мечтать» и Animal Jazz.

Лишь со временем для меня начали по-настоящему раскрываться Александр Башлачев, Виктор Цой, Майк Науменко, «Калинов мост», «Пикник», «Сектор Газа» и «Крематорий». 

Из зарубежного рока огромное впечатление на меня тогда же — в начале 90-х — Элвис Пресли и Metallica, а потом к ним добавились Sepultura и King Diamond. Всегда с огромным удовольствием до сих пор слушаю Sex Pistols, Nirvana, Rammstein, U.D.O. и RAGE.

- С чего началось это увлечение?

- Учась на филфаке, я увлекался Серебряным веком, писал курсовые по творчеству Бориса Пастернака и недоумевал, почему это мощное направление, вроде как, кануло в Лету и не оставило после себя последователей в современности (счастливое исключение — Андрей Вознесенский).

Но тут друг и одноклассник Олег очень кстати подсунул мне альбомы «Наутилуса Помпилиуса» и «Арии», и в лице этих исполнителей я в облегчением увидел преемников моих любимых поэтов начала ХХ века.

Как-то очень ясно понял для себя, что эту преемственность нужно всячески декларировать, в том числе — и с помощью внедрения в свои научные работы.

- Знаю, что Вы защитили диссертацию: расскажите - сложно ли было? Как она называлась?

- Все началось с того, что я очень аккуратно и дозированно в свои студенческие работы о Борисе Пастернаке начал вставлять параллели с БГ, Егором Летовым и Константином Кинчевым.

Некоторые из этих изысканий я представлял в середине 90-х на Пуришевских чтениях в МПГУ. Параллельно мои научные наставники свели меня с молодыми исследователями рок-поэзии из Тверского Госуниверситета, которые как раз готовили первый сборник из серии «Русская рок-поэзия: текст и контекст». Это эпохальное, не побоюсь этого слова, издание, включало и мой скромный труд о символике поезда у Пастернака, Кинчева и БГ.

Через год в Твери же состоялся релиз второго сборника и приуроченная к нему первая рок-конференция, в чем, я конечно, тоже поучаствовал.

Ну а диссертацию я защищал в том же МПГУ, где меня уже помнили по Пуришевским чтениям.

Окрыленный поддержкой тверских коллег, я сначала хотел полностью посвятить свою научную работу рок-поэтам.

-3

Но моя драгоценная научная руководительница Амина Абдуллаевна Газизова мягко сориентировало на то, что МПГУ — более консервативный вуз, поэтому авангардизм рок-поэтов желательно уравновесить в ней традиционностью большого современного профессионального поэта.

Так был выбран великий Юрий Поликарпович Кузнецов и тема: «Традиционная и авторская символика у Юрия Кузнецова и московских рок-поэтов (Гарик Сукачев и Александр Ф. Скляр)».

Выбор оказался промыслительным: в процессе работы над диссертацией Господь меня привел в лоно Православия.

Защита успешно прошла в ученом совете МПГУ 5 апреля 2004 года. На последнем этапе, признаюсь, было сложновато, потому что перелом в мировоззрении — это не шутки. Но Амина Газизова и мой тверской наставник Юрий Доманский, ставший моим официальным оппонентом, поддержали меня во всем, за что им безмерно благодарен.

- Еще я часто вижу, что Вы статьи пишите достаточно часто: темы и герои разные. Откуда у Вас такой интерес и такая энергия? Откуда черпаете силы?

- Когда есть уверенность в том, что твой род занятий — твое любимое дело и твое настоящее призвание, это совершенно не сложно.

Помогает и смена деятельности, например — переключение со статей на написание книг и наоборот. Много энергии дают частые выезды в другие города — как на концерты, так и просто ради перезагрузки и расширения кругозора.

Ну и, конечно, главный источник силы — в регулярном причащении Святых Христовых Таин!

- Бывают ли творческие кризисы и периоды сомнений? Передышки?

- Стоит разделить ответ на данный вопрос на две части.

Первая связана с научной

деятельностью.

Здесь момент выгорания я почувствовал в 2003-2004 годах, когда вышел на защиту диссертации. Я устал от науки и хотел с нею поначалу вообще с ней завязать.

Но в начале 2016 года случайно встретился на концерте Глеба Самойлова со своим наставником Юрием Доманским. Мы очень обрадовались друг другу, и я возобновил участие в сборниках «Русская рок-поэзия: те и Текст и контекст». Теперь, скажем так, я постоянно стараюсь расширять радиус своего действия в науке.

Слева направо: Александр Кузьмичев ("Бродячий цирк"), Дмитрий Черный ("Эшелон"), Денис Ступников, Юрий Доманский.
Слева направо: Александр Кузьмичев ("Бродячий цирк"), Дмитрий Черный ("Эшелон"), Денис Ступников, Юрий Доманский.

Второй момент выгорания связан с музыкальной журналистикой, хотя ею я не прекращал заниматься ни на день.

К 2012-2013 году меня посетило тягостное ощущение, что я уперся в потолок, и не очень понятно, куда двигаться дальше.

В русском роке тогда тоже была не лучшая ситуация: возобладали популистские «протестные настроения», связанные с «болотными митингами», Химкинским лесом и Pussy Riot.

Со временем эта мутная пена схлынула, а я нашел новые стимулы, вроде написания книг о рок-культуре.

-5

С тех пор мой рабочий график расписан минимум на год вперед, так что я элементарно не могу себе больше позволить «кризисов и периодов сомнений» (смеется).

К тому же даже в означенные 2012-2013 годы выходили такие замечательные альбомы, как «Саботаж» «Алисы», «Бесы» Mordor и «Грядущему» «Теплой Трассы», которые поддерживали и укрепляли, а также появился русский национальный гений Игорь Растеряев, открывший для русского рока новые перспективы

- Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию в русском роке?

- Ситуация и странная, и интересная. В силу того, что два года назад нашу страну покинул ряд топовых рок-музыкантов, сейчас освободилась ниша, и аншлаги могут собирать те, кто давно или вообще этого не делал.

В отличной форме пребывают исполнители, типа Вадима Степанцова, «Зверобоя», Юты и Мары, которые уже давно и на уровне сочиняли славянофильские песни, оцененные по достоинству лишь в последние пару лет. Появилось несколько самобытных коллективов, вроде групп «Ермак!» и «От юности моея», для которых православие — не пустой звук.

Но лично для меня главным открытием последних лет остается подольская группа «ЙОРШ», о которой я в 2022 году написал книгу «ЙОРШ. Уже не тот» по просьбе самих музыкантов и издательства АСТ.

До этого я, конечно, слышал их песни, но глубоко в них не погружался, однако при работе над книгой я их по-настоящему впитал в себя и полюбил.

«ЙОРШ» - настоящие лидеры панк-движения, а их лидер Дима Сокол — уникальный автор, который научился виртуозно совмещать в своих лучших произведениях одновременно три плана: бытовой, социальный и мифопоэтичский.

Это очень редкое и ценное качество, которое может помочь в перспективе остаться этим песням в веках.

- Что для Вас русский рок? Откуда его истоки, как Вы считаете?

- Все мы знаем, какое большое значение для первых поколений русских рок-музыкантов имели The Beatles, Led Zeppelin, Pink Floyd, Deep Purple и иже с ними. Мы это знаем и ценим. Но не надо сбрасывать со счетов влияния Александра Вертинского, который в принципе стал в России первым автором-исполнителем.

Почти четверть века назад я написал концептуальную статью «Вертинский как предтеча русского панка». Мне приятно, что это очевидно не только для меня: недавно читал интервью с замечательным православным панк-исполнителем Андреем Гулидовым, который сам пришел ровно к тому же выводу. Сильно недооцененным является влияние лучших советских ВИА на наших рокеров (группы «Громыка» и «Биртман» тому прекрасные примеры). Такие коллективы, как «Поющие гитары» и «Самоцветы» творили одновременно с западными коллективами, с которыми их потом сравнивали, а то и в чем-то опережали их. По качеству звучания это во многом даже круче западных аналогов. Послушайте, например, как Валерий Ободзинский исполнял на русском «Girl» тех же «битлов» и сделайте выводы сами...

- Разделяете ли творчество от его создателя? Важна ли Вам личность творческой единицы, важен ли дух коллектива? На чем зиждется Ваше понимание рок-группы таковой?

- Поскольку любой большой художник является в своих лучших творческих проявлениях лишь проводником высших смыслов, то однозначно стоит разделять.

Это очень помогает абстрагироваться, например, от тех заявлений, с которыми ты совершенно не согласен. Куда бы ни заносило наших любимых музыкантов, то, что ими уже создано — вошло в золотой фонд русской культуры, и отказываться от этих сокровищ — значит, обкрадывать самих же себя. Разумеется, любой коллектив держится на творческих единицах. Проблема российского слушателя зачастую состоит в том, что он автоматически ассоциирует группу с ее вокалистом и не вникает в специфику истории каждого конкретного проекта. А ведь лидером группы, может быть, и бас-гитарист, как Дмитрий Кузнецов в «Элизиуме», и басист с гитаристом, как Виталий Дубинин и Владимир Холстинин в «Арии», и барабанщик, как Владимир Киселев в «Землянах», и даже автор текстов, как Вадим Макашенец в «Теплой Трассе». Именно они являются теми самыми хранителями духа своих групп, без которых полноценное существование данных команд попросту невозможно. Одним словом, остерегайтесь подделок!

-6

- Пожелайте что- нибудь нашему читателю.

- Не стесняйтесь уходить в любимую музыку с головой. Нет ничего хуже, чем отношение к року как к сугубому развлечению. Чаще ходите на концерты, слушайте музыку на CD, виниле и магнитной пленке. Это не просто совсем иные ощущения, но и открытие целого мира, когда знакомые вроде бы песни совсем иначе расцветают в аутентичном и винтажном звуке, в продуманном полиграфическом обрамлении и в опубликованных в буклетах текстах песен, где могут таиться разные важные для понимания авторского замысла разночтения и другие сюрпризы.

- Спасибо!

- Вам спасибо за вдумчивые вопросы, позволяющие, наконец, взглянуть на русский рок именно с той стороны, которой он заслуживает. Храни Вас Господь! 

- И Вас!