Прежде чем перейти к обсуждению самого фильма, затронем немного истории. Однако сразу отмечу, что Клинт Иствуд, пожалуй, единственный режиссёр в Голливуде, чьи фильмы редко бывают плохими. Актёр из него не бог весть какой, а вот режиссёр получился. Одна беда - он очень любит идеализировать американский образ жизни, рисуя красивые картинки, благополучие и справедливое правосудие. Реалии же отличаются от иствудовских сказок.
Сценарий этой картины был основан на реальных событиях, в частности в Уайнвилле в 1928 году в Мира Лома, штат Калифорния.
Работая в 1983 году специальным корреспондентом ныне несуществующего журнала TV-Cable Week, автор сценария Майкл Страчински впервые узнал историю Кристин Коллинз и её сына от представителя мэрии Лос-Анджелеса. В последующие годы он продолжал исследовать эту историю, но так и не почувствовал, что готов взяться за неё. На несколько лет отойдя от работы на телевидении и практически попав в чёрный список индустрии, потому что с ним считалось трудно работать, он вернулся к исследованию, а затем, наконец, написал сценарий в 2006 году. Почти весь он был составлен на основе тысяч страниц документации.
Хотя некоторые персонажи являются вымышленными, большинство основано на реальных людях. Основная съёмка, которая началась 15 октября 2007 года и завершилась несколькими неделями в декабре. Быстренько так снимают в Голливуде.
Реальная история напрочь отличается от киношной. В 1926 году, 13-летнего Сэнфорда Кларка забрал из его дома в Саскачеване (с разрешения его матери и случайного отца) его дядя, 19-летний Гордон Стюарт Норткотт. Норткотт отвёз Кларка на ранчо в Уайнвилле, где регулярно избивал мальчика и подвергал его сексуальному насилию — до августа 1928 года, когда полиция взяла Кларка под стражу после того, как его сестра, 19-летняя Джесси Кларк, сообщила им о ситуации.
Кларк рассказал, что был вынужден помочь Норткотту и его матери, Саре Луизе Норткотт, в убийстве четырёх маленьких мальчиков после того, как Норткотт похитил их. Полиция не нашла тел на ранчо — Кларк сказал, что их выбросили в пустыне. Однако сообщил полиции, где тела были первоначально захоронены на территории ранчо. Кларк указал первоначальное место захоронения на территории, и полиция обнаружила части тел, окровавленные топоры и личные вещи, принадлежащие пропавшим детям. Норткотты бежали в Канаду, но были арестованы и экстрадированы в Соединённые Штаты. Сара Луиза первоначально призналась в убийстве Уолтера Коллинза, но позже она отказалась от своего заявления. Гордон, который признался в убийстве четырёх мальчиков, сделал то же самое.
Капитан Джонс поместил Кристин Коллинз (мать Уолтера Коллинза) в больницу округа Лос-Анджелес. После освобождения она дважды подавала в суд на полицейское управление, выиграв второй иск. Хотя капитану Джонсу было приказано заплатить Коллинз 10 800 долларов, он этого так и не сделал.Слушания в городском совете по вопросам социального обеспечения рекомендовали Джонсу и начальнику полиции Джеймсу Э. Дэвису покинуть свои посты, но позже оба были восстановлены. Так что реалии не такие радужные как в фильме Иствуда.
Позже Законодательное собрание штата Калифорния запретило полиции помещать кого-либо в психиатрическое учреждение без ордера. Норткотт был признан виновным в убийствах Льюиса Уинслоу (12 лет), Нельсона Уинслоу (10 лет) и неопознанного мексиканского мальчика. Сообщалось, что после вынесения приговора, Норткотт признался ещё в 20 убийствах, хотя позже он опроверг это утверждение. Норткотт был казнён через повешение в 1930 году в возрасте 23 лет. Сара Луиза была признана виновной в убийстве Уолтера Коллинза и приговорена к пожизненному заключению, но была условно освобождена после 12 лет тюремного заключения. Ха-ха-ха, Клинт Иствуд. В 1930 году жители Уайнвилля изменили название города на Мира Лома, чтобы избежать дурной славы, вызванной этим делом. Ну а теперь перейдём непосредственно к фильму...
В 1928 году, в Лос-Анджелесе, мать-одиночка Кристин Коллинз (Анджелина Джоли) возвращается домой и обнаруживает, что её 9-летний сын Уолтер пропал. Полиция по сути игнорирует все её сообщения о пропаже ребёнка. Сама Кристин показана какой-то амёбой. Сильно она переживает, во всяком случае. Через несколько месяцев после исчезновения Уолтера полиция Лос-Анджелеса сообщает Кристине, что мальчик найден живым. Полагая, что положительная реклама сведёт на нет недавнюю критику в адрес департамента, полиция Лос-Анджелеса организует публичную встречу матери и сына. Хотя "Уолтер" утверждает, что он сын Кристины, но это не тот мальчик. И тут Кристин тупит. Она как-то невнятно и уж совсем робко говорит капитану Джонсу, что это не её сын. Капитан Джей Джей Джонс (Джеффри Донован), глава отдела полиции Лос-Анджелеса по делам несовершеннолетних, настаивает на том, что мальчика зовут Уолтер, и оказывает давление на Кристину, чтобы она забрала его домой. Ему плевать тот это мальчик или не тот: полиция пригласила прессу, создавала шумиху о своей "победе", а тут такой конфуз в очередной раз? И что делает Кристин? Эта дура соглашается признать приблудного мальчика своим сыном и фотографируется с ним в обнимку для газет. Извините, но тут вся вина на этой горе-матери. Не дай бог такую мать. С головой у неё действительно было совсем плохо. Скажи она сразу же собравшимся газетчикам, что это не её сын и полиция давит на неё и события в дальнейшем пошли бы иначе.
Пришлый мальчик живёт с Кристин и называет её "мамочкой". Не знал что в США мамаши раздевают столь взрослых сыновей догола, чтобы отправить в ванную. Взгляд Кристин почему-то сразу упал ниже пояса мальчика и она к своему удивлению отметила что мальчик-то обрезан. Да и эта её проверка роста мальчика по старым насечкам на дверном косяке. Получается она сама до конца не была уверена - её это сын или нет. Считаю что последующее помещение её в психушку в целом-то было вполне оправдано.
Капитан Джонс, после её визита с этими новостями о несоответствии роста и обрезании, договаривается о посещении её врачом. На кой Кристин согласилась? Более того, она приняла его визит с радостью Ты сама не могла обратиться к любому на выбор врачу?
Доктор, присланный полицаем, разумеется впаривает Кристине, что "Уолтер" стал на три дюйма короче, чем до своего исчезновения, потому что из-за травмы у него "сморщился позвоночник" и что мужчина, забравший Уолтера, должно быть, сделал ему обрезание. Ну бывают видимо такие хобби у американских мужчин.
Газета печатает статью, подразумевающую, что Кристин - невменяемая мать. И они в целом абсолютно правы. Преподобный Густав Бриглеб (Джон Малкович), активист и борец с коррупцией полиции Лос-Анджелеса, говорит Кристине, что это было подброшено в прессу полицией, чтобы дискредитировать её. Только сейчас она решает хоть как-то действовать. И учитель Уолтера, и его дантист вручают Кристине подписанные письма, в которых утверждается, что "Уолтер" - самозванец.
Кристин рассказывает свою историю прессе. Тогда капитан Джонс отправляет ее в психушку. Здесь Кристин знакомится с Кэрол Декстер (Эми Райан), которая говорит ей, что она одна из нескольких женщин, отправленных сюда за противодействие полиции. Главный врач психушки, Джонатан Стил (Денис О'Хара), от балды диагностирует у Кристин бред и заставляет её принимать таблетки, регулирующие настроение. Стил говорит, что отпустит Кристин, если она признает, что ошиблась насчёт "Уолтера" и подпишется под этим. Она отказывается.
Детектив Лестер Ибарра (Майкл Келли) отправляется на ранчо в Уайнвилле, округ Риверсайд, чтобы организовать депортацию 15-летнего Сэнфорда Кларка (Эдди Олдерсон) в Канаду. Вот этот момент абсолютно непонятен. Кто, когда и как сообщил об этом мальчике и узнал где он находится? Тут крупный провал сценария.
Дядя мальчика, Гордон Стюарт Норткотт (Джейсон Батлер Харнер), является владельцем ранчо и уже на пути в Канаду, где живёт его сестра. Найденный на ранчо Кларк говорит Ибарре, что Норткотт заставил его помочь похитить и убить 20 детей, и он опознаёт по фотографии Уолтера как одного из них. Джонс говорит Бриглебу, что Кристин находится на лечении после нервного срыва. Джонс приказывает депортировать Кларка, чтобы окончательно не вскрылась правда, но Ибарра отвозит Кларка на место убийств и велит ему копать там, где зарыты тела. Так были найдены останки убитых мальчиков.
Бриглеб добивается освобождения Кристин, показывая Стилу газетную статью об убийствах в Уайнвилле, в которой Уолтер назван одной из жертв. На допросе Ибаррой самозванец "Уолтер" (настоящее имя которого Артур Хатчинс) рассказывает, что его мотивом было путешествие в Лос-Анджелес, чтобы увидеть своего любимого актёра, Тома Микса, и говорит, что полиция сама велела ему солгать о том, что он сын Кристин.
Полиция ловит Норткотта в Ванкувере, Канада. Тем временем Бриглеб знакомит Кристину и её дело со знаменитым адвокатом Сэмми "С.С." Ханом (Джефф Пирсон), который берёт его на общественных началах и быстро добивается судебного приказа об освобождении других несправедливо заключённых женщин, которых полиция хотела заставить замолчать, а врачи психушки им в этом помогали.
В день слушаний в городском совете по этому делу Кристин, Хан и Бриглеб прибывают в мэрию Лос-Анджелеса, где сталкиваются с тысячами протестующих, требующих ответов от города и осуждающих полицию Лос-Анджелеса. Это конечно ерунда - очередное идеализирование Иствуда. Слушание прерывается сценами из процесса Норткотта. Совет приходит к выводу, что Джонс и Дэвис должны быть отстранены от исполнения своих обязанностей. Присяжные признают Норткотта виновным в убийствах, и судья приговаривает его к смертной казни через повешение. Но почему-то через два года. Это означает что два года его ещё и кормить бесплатно надо будет.
В 1930 году Кристин всё ещё не прекратила поиски Уолтера. Ну с головкой бо-бо. Она даже не понимает и не признаёт своей вины в произошедшем. Норткотт отправляет ей сообщение, в котором говорится, что он готов признаться в убийстве Уолтера при условии, что Кристин встретится с ним до его казни. Кристин навещает Норткотта, но он просто глумится над ней. У этого с башкой вообще беда. То ли нарик, то ли просто больной на всю кукуху. А может и то и другое вместе. Норткотта казнят на следующий день.
В 1935 году Дэвид Клей, один из мальчиков, предположительно убитых, найден живым в Гесперии, штат Калифорния. Он рассказывает, что одним из мальчиков, с которыми он был заключён на ранчо, был Уолтер и что Уолтер, ещё один мальчик, и он сам сбежали, но были разлучены. Дэвид не знает, был ли Уолтер пойман, но он говорит, что Уолтер помог ему сбежать, дав Кристине надежду, что он всё ещё может быть жив.
В эпилоге мы узнаём, что капитан Джонс и шеф полиции Дэвис были уволены, а мэр Лос-Анджелеса Джордж Крайер решил не баллотироваться на новых выборах, понимая что проиграет их. Законодательное собрание штата Калифорнии объявило незаконным принудительное помещение людей в психиатрические учреждения без ордера. Преподобный Бриглеб продолжал использовать своё радиошоу для разоблачения неправомерных действий полиции и политической коррупции. Уайнвилл, как говорят, сменил название на Мира Лома, чтобы избежать клейма убийц. Кристин Коллинз, как сообщается, никогда не прекращала поиски своего сына.
Могу сказать что образ этой Кристин Коллинз не вызывает никакого сочувствия, а скорее наоборот. Помимо выявления того подростка Кларка на ранчо, в фильме много и других непонятных моментов и дыр в сценарии.
К примеру, ни слова об отце мальчика. Пара фраз мимоходом. Кристин работает на телефонной станции, но, как говорят в фильме, получает очень хорошо и живёт одна с сынишкой в большом доме, отнюдь не в захолустье. Я понимаю что Иствуд - проводник "американской пропаганды", когда идеализируется всё и вся, связанное со звёздно-полосатым стягом. Но периоды в фильме захватывают и их "Великую Депрессию", но об этом ни слова. Все на экране чистенькие, сытенькие, богатенькие и т.п. Сказка какая-то гламурная. Реалии-то были отнюдь не такими.
Непонятно и каким образом похитили Уолтера. Из дома? С улицы? Нам показали сцену похищения другого мальчика, но об Уолтере не сказали ни слова. Ну и был ещё ряд более мелких моментов...
В целом фильм хорош, хотя я не перевариваю Анджелину Джоли. Несколько затянуто, но у Иствуда все такие фильма - от двух часов. Однако ряд исторических несоответствий и корявость сценария, несколько портят общее впечатление. Но, повторюсь, неплохо. Совсем неплохо.