Привет, дорогие! Сейчас, возможно, в меня полетят тапки за то, что в заголовке статьи я "упоминаю всуе" такую "страшную вещь", как выкуп билетов. И, вероятно, те, кто не в состоянии дочитать статью до конца, окончательно подумают:
"Тёть Фуф, ну вот что ты городишь, а?! Тоже мне эксперт для музыкантов, хахах!"
Ну да Ктулху им судия :)
Мое мировоззрение и мой склад ума устроены таким образом, что я рассматриваю разные вещи, явления и т.д. с разных сторон и достаточно глубинно. Именно поэтому я, как "экспертный эксперт", предпочитаю не снимать минутную болтовню в вертикальный видеоконтент, а писать статью. Да, не все могут "осилить" эти "многабукфф", но те, кто "осиливают", прочитывают материал полностью и внимательно, потом мне же пишут слова благодарности за то, что я не только поднимаю какие-то темы, но и вообще веду этот блог-"энциклопедию", рассказывая о том, о чем мои конкуренты либо молчат, либо что они недооценивают и не считают важным поднимать :)
Один из таких важных, но спорных вопросов для моих читателей – вопрос выступлений на условиях: "За выкуп N билетов". И именно эту тему я постараюсь раскрыть глубоко, описав плюсы, минусы и показав какие-то неочевидные моменты, которые могут показаться вам интересными.
Большинство моих читателей с той или иной степенью активности концертируют в рок- и метал-тусовке от 10 лет и более. И большинство сталкивалось с выступлениями за выкуп билетов, откуда и идёт вполне закономерный негатив "с их колокольни". Выступала за выкуп билетов и я с самой первой группой, но об этом – подробнее в примере ниже.
Для тех, кто не знает, сделаю краткий экскурс, что такое выкуп билетов и что это значит, когда организатор концерта озвучивает вам такие условия.
Итак. Выкуп билетов – это определенная сумма, которую вы платите организатору за то, чтобы выступить на мероприятии. Количество билетов на выкуп обычно обозначается при договоренности. Сумму отдать нередко надо не сразу, а в день концерта. К примеру, если вы должны выкупить 10 билетов стоимостью 500р, организатору вы должны заплатить 5000р.
Зачем организаторы это делают?
Часто организация феста – это расходы. Безусловно, бОльшую часть расходов можно просчитать и продажи билетов даже спрогнозировать, но не на 100%. И, конечно, организатор так хочет хотя бы частично "обезопасить себя" (это логично вполне).
За выкуп билетов предлагается часто выступить практически неизвестным и молодым коллективам без аудитории. При этом, часто на руки эти условные бумажные 10 билетов группе выдаются, дабы они продали их своим друзьям-знакомым, пригласив их на концерт.
Можно заплатить те условные 5000р и ничего не продавать, просто выступить и всё? Можно. Организатору нет разницы, весь уговор упирается именно в сумму. Какая разница, что вы будете делать, если все равно должны эти условные 5000р отдать?
Можно продавать билеты и отбить выкуп? Можно. Можно продавать на 100-200 рублей дороже и разницу сложить в карман? Можно.
И тут начинается самое интересное, но об этом чуть дальше ниже.
В музыкальной тусовке играть за выкуп считается "унизительным": артисты не хотят морочиться с продажами билетов, а идея платить деньги за то, чтобы вытащить коллектив на сцену, им закономерно не нравится.
Однако, когда все-таки стоит идти на такие условия?
Когда других, в общем-то, нет. Когда группа вообще не знает, как попасть на сцену за пределы репбазы, совсем. При этом — аудитории нет, движухи нет, предложений выступить нет, а, если есть, то только такие: за выкуп. В этой ситуации можно согласиться, т.к.это даст какой-то старт процессу, какое-то начало. Возможно, за выкуп придется сыграть, если вы совсем "с нуля" и не знаете, как вообще попасть на сцену, не один раз, а пару-тройку раз. Но далее необходимо идти по нарастающей и брать предложения лучше: без выкупа.
Я всегда подчёркивала, что важно вот, что: не то, какая точка у вас сейчас, а динамика. Я это говорю как человек, работавший в музыкальных коллективах с 2005 по 2012г примерно на одинаковых условиях и уровне концертов (за ооочень редким исключением), что послужило впоследствии причиной некого кризиса.
Говорите себе: "Сейчас у меня нет ничего совсем и мне надо стартануть. Сначала мы выступим так. В следующий раз – на условиях получше". Причем, важно не только это говорить, но каждый раз строить подобный план и выполнять его пошагово.
Про совсем-совсем одни и те же условия с 2005 по 2012 год я, конечно, обобщила слишком :) Поэтому детализирую личным опытом.
В 2005 году я играла в самой первой своей группе. Выпало предложение выступить (это был мой дебют 18 сентября 2005 года), было за выкуп. В группе из хоть сколько-нибудь, хоть какую-то работу работавших лиц была одна только я, и то не шибко много денег у меня было. Лидер коллектива был студентом-медиком, которого еще и одна мама только растила, остальные все – тоже студенты-очники и без работы.
И вот, помню, как мы ходили по Чистым прудам и продавали билеты на концерт. Сумму собрали. Пусть и с трудом.
Кстати. Выкуп для начинающей группы – это хороший способ научиться продавать, хотя бы начально. Многие музыканты это не любят и не хотят этому учиться. Но мой лично сдвиг какой-никакой начался с того, что я этому базово и неидеально, но все-таки научилась. Короче, пригодится. Изучайте техники продаж, продавайте билеты на концерт. Знакомым, родственникам (вас с удовольствием поддержат, а не поддержат – учитесь "переваривать" отказ и идти дальше).
Кстати, умение продавать будет поводом в следующий раз "продать" тому же организатору условия получше: без выкупа.
А я, вспомнив историю про Чистые пруды 2005 года, в очередной раз оглянулась: сначала – выкуп, потом – 10 лет бесплатной игры, в т.ч.сессионно, кризис жанра и "не знаю, как мне вернуться в музыку и кому я вообще нужна", а теперь делаем с друзьями лучшее кавер-шоу страны, халтуры, заказы музыкальные регулярно перепадают и прочее. Прогресс!
И у вас будет, если не застревать в одной точке и лет по 10 (утрирую) не играть только за выкуп и никак более.
Благодарю за поддержку моих статей!
Да, вопросы в комментариях приветствуются. Разбираю, отвечаю. Иногда даже — полноценной статьёй. Пишите.