Найти тему

Смеётся тот, кто смеётся последний

Елизавета Сергеевна пригласила Дашу в беседку поужинать.
Елизавета Сергеевна пригласила Дашу в беседку поужинать.

Она осталась сиротой. Она — это Дашка Журавлёва. Да ей уже 30 лет и родственников полно, но мамы больше нет рядом, нет на этой земле и Дашка чувствует себя одинокой. Вмиг всё вокруг стало чужим, безрадостным и холодным. А что родственники? Четыре брата и сестра и куча племяшей, но у них своя семейная жизнь вулканом бурлит, маму им тоже жалко. Но они погоревали да и успокоились, а Дашка осталась одна со своим горем. И вместо того чтобы с Дашкой быть поласковее, она ведь самая младшая, братья и сестра начали воспитывать её каждый на свой лад. - Ну что ты ходишь как старуха мрачная? - резковато говорила сестра — Что ли у тебя одной мама умерла?! Сходи в клуб с подружками, развейся. Найди себе жениха в конце концов!

А браться вообще глаз не казали, старались избегать её,только по телефону указания раздавали, мол ты уже взрослая и нечего нюни распускать, больше работай физически, да и пора уже о своей семье подумать, уже и так не молодка. Один только младший Володя часто навещал её, вернее не конкретно её , а чтобы в саду яблок набрать , да и чтобы с детьми посидела , а то им с женой нужно по делам кое- куда отъехать. Даша молча соглашалась, с детьми ей было хорошо, они не учили уму разуму, не попрекали внешностью и никого не осуждали, они просто были рядом , эти прекрасные создания и игрались и звонко смеялись и ссорились конечно по пустякам. Но это было по выходным . А в остальное время Даша работала в детской библиотеке. Их было двое: заведующая Елизавета Сергеевна и она. Работа хорошая- детишки да книжки, но Даша никак не могла избавиться от тоски по маме, была всегда грустной. И этого не могла не заметить Елизавета Сергеевна, доброго сердца женщина. И всячески старалась отвлечь свою молодую коллегу от грустных мыслей. Она знала, что Даша недавно похоронила маму, сочувствовала ей. Ведь каждый человек на земле когда-нибудь расстаётся с самыми близкими и дорогими людьми. Что поделаешь ? Такова наша жизнь земная, но нельзя так долго зацикливаться на своём горе. Жизнь ведь продолжается. Елизавета Сергеевна, 52-летняя женщина от души хотела помочь Даше. Даша ей нравилась своим уравновешенным характером, своим интересом к работе, своей порядочностью. В душу к ней не лезла, не спрашивала, почему до сих пор не замужем, в семье легче радости и горести переносить. Но это слишком деликатный вопрос и может ненароком обидеть девушку и поэтому Елизавета Сергеевна выбрала другой путь. На своём личном опыте знала, что нельзя зацикливаться на своей беде, надо душевную боль притуплять физическим трудом. Поэтому она пригласила Дашу к себе домой помочь ей по хозяйству. Даша засмущалась и начала отказываться, одно дело на работе общение, совсем другое дома. - Да нет, Елизавета Сергеевна, мне как-то неудобно к вам идти, там муж, дети, внуки.

- Я живу одна- просто ответила Елизавета Сергеевна- Дочь взрослая живёт отдельно, у неё три дочки, хороший муж, я стараюсь им не мешать и не надоедать по мелочам.

Даша была искренне удивлена, два года как она работает с заведующей и ничего о ней не знает, даже немного растерялась . - А что вам помочь нужно, я смогу помочь ?

- Я думаю, что сможешь, просто дочка с зятем очень заняты, а мне одной не справиться с этой работой.

Даша по натуре была отзывчивой и неожиданная просьба помочь Елизавете Сергеевне её удивила , да и чего спешить домой, где тебя никто не ждёт кроме кота Рыжика. - А пойдёмте, помочь я рада буду.

И коллеги отправились к остановке, Елизавета Сергеевна жила в соседнем посёлке — Покровке.

Приехали быстро , и войдя во двор , Даша увидела возле сарайчика большую гору угля. Елизавета Сергеевна перехватила её взгляд и пояснила : - Зять обещал в субботу перекидать уголь в сарайчик. А мы займёмся другим важным делом, но для начала перекусим. Пока я приготовлю на стол, мы в беседке будем кушать, ты , Даша, посмотри сад, ну всё вокруг. Живу одна, помощи особой нет, поэтому кручусь как белка в колесе.

Даша вышла в сад: окинула грустным взором сад : везде порядок, чисто, сад большой, яблони вон какие раскидистые, видимо старые. Птицы поют, но для женщины одинокой такой сад слишком заботный.

Вскоре Елизавета Сергеевна позвала Дашу кушать. Стол был накрыт в беседке. На столе салат из свежих огурцов и помидор, жаренная картошка, хлеб и компот.

- Садись , Даша, кушай не стесняйся.- пригласила Елизавета Сергеевна.

Даша отметила про себя , что дома Елизавета Сергеевна совсем другая, простая , на голове платочек, немного уставшие глаза и речь простая, без всяких там высокопарных слов, всё просто и это подкупило и успокоило Дашу. « Ну какая же ей помощь нужна от меня»-думала она хрустя картошкой и накладывая себе в тарелку салата.

Елизавета Сергеевна поглядывала на неё с улыбкой и всё угощала : -Кушай-кушай и никого не слушай!

Даша улыбнулась шутке. И опять с удивлением подумала, что совсем не знает коллегу. На работе она одна, дома совсем другая.

- Всё, спасибо, всё было очень вкусно, так давайте задание, буду отрабатывать ужин- сказала Даша- может уголь покидать в сарайчик ?

-Нет-нет, давай сегодня просто поговорим, а уголь если хочешь, то завтра.

- Ну хорошо, завтра так завтра, а сейчас вы начнёте меня утешать, воспитывать, что мол ты взрослая, надо замуж идти ну и всё в этом духе…

- Не угадала, однако- внимательно глядя на девушку сказала Елизавета Сергеевна и тут Даша такое услышала от неё, что даже рот приоткрыла. Елизавета Сергеевна стала рассказывать ей о себе : « Замуж я вышла рано, в 18 лет, полюбила офицера. Увёз в Москву вот из этого родительского дома. Я была счастлива, но недолго. В 20 лет родила дочку Ниночку, когда ей было три месяца, мы разошлись, я вернулась опять к родителям , в этот дом. Мама умерла вскоре, остались мы с папой . Старшие братья, а их у меня пять, все разъехались. Когда дочке исполнилось два года, приехал из Москвы бывший муж и уговаривал вернуться к нему, но я не согласилась « однажды предавший, предаст ещё раз». Звали и другие замуж, одноклассник, сосед , ну и ещё были , я не пошла.

- Почему? - не удержалась от вопроса Даша

- Если честно, после мужа я уже не смогла никого полюбить, а идти замуж , как того требует природа, я не хотела, вот и осталась одна. Да нет, не одна, дочка рядом, росла хорошей, послушной девочкой, папа помогал во всём. Папа дожил до 90 лет, прошлой осенью я его похоронила.

- У вас папа умер совсем недавно ? А я и не знала- удивилась Даша

- А ты как раз в отпуске была, да и не люблю я свою беду людям показывать, зачем?

Даша невольно покраснела от последних слов, а она всем видом показывает как ей плохо, но от этого ей не легче, а наоборот.

На улице стало смеркаться. - Елизавета Сергеевна, я наверное уже пойду, поздновато уже.

-Да -да, конечно, пойдём я тебя провожу до остановки.

Ехала Даша домой и чувствовала, как у неё всё внутри перевернулось от рассказа её коллеги. « А с виду такая счастливая женщина и никогда я её не видела грустной, ну и ну ...»

На следующий день заведующая вела себя так, как будто Дашка у неё вчера и не была в гостях. « Ну и ну» - опять подумала Даша. Но в конце рабочего дня, Елизавета Сергеевна сказала: - Ты знаешь, зять руку повредил на работе, а завтра обещали дождь, боюсь уголь потечёт. Может мы его сегодня с тобой вдвоём закидаем в сарайчик?

Конечно Дашка согласилась помочь, всё равно ей дома особо нечего делать, да и спросить ей жутко хотелось почему они с мужем разошлись.

Опять знакомый дворик и беседка, опять Белка и Стрелка ласкуньи собаки такие, Дашка быстро переоделась и сказала, что пока не закончит с углём никаких ужинов. И откуда такое у неё взялось? Она позабыла и про душевную боль и про смеющихся родственников, стала с такой энергией кидать уголь в сарайчик, что Елизавета Сергеевна несколько раз её останавливала :- Даша, ну ты отдохни хоть пять минут!

-Нет, пока не закончу, никакого отдыха.

Елизавета Сергеевна тоже помогала , носила ведром уголь, а потом решила баньку истопить, баня при кухни летней была, видит, что Даша вся чумазая от пыли стала. Через три часа с углём было благополучно закончено. Помытая в баньке Дашка и даже не поужинав, она чувствовала себя в каком -то приподнятом настроении. И хотя руки и спина побаливали, зато отпустило возле сердца. И приехав домой, сразу завалилась спать, спала она как убитая, в душе никакой тяжести. А наутро проснулась в хорошем настроении. Всю неделю она ездила к своей коллеге и помогала ей по хозяйству. Всегда забывая спросить причину её развода . Зато один разговор она хорошо усвоила. Елизавета Сергеевна ей так между прочим, ненавязчиво сказала, что уважать себя в первую очередь надо, а потом других . И не в коем случае не давать некоторым самодурам командовать и унижать себя , всегда уметь дать отпор , но не со злостью, а улыбаясь. Смеётся тот, кто смеётся последний».

Даша чаще стала улыбаться, огрызаться родственникам на их наезды. Им это страшно не понравилось, они старались её принизить несправедливыми упрёками, но не тут то было, Дашка давала им психологический отпор. « И кто её так научил вести себя?»- недоумевали они. Дашка им больше нравилась обиженной и оскорблённой, а тут им самим хоть в пору плачь. С детьми брата она не всегда хотела оставаться, говорила, что какие то дела у неё, сестре вообще сказала, что она « не сестра, а злая мачеха». « Крыша у Дашки что ли поехала?»- сердито думала сестра.

А Даше было хорошо и весело, спасибо её коллеге , которая вывела её из депрессии физическим трудом, душевными разговорами и горячим чаепитием в беседке. Как хорошо, что есть ещё на этом белом свете такие мудрые и добрые люди как Елизавета Сергеевна. Жаль , что она рано умерла, не дожив до 60 лет один месяц. За всё это время для Даши она была как родная тётя, как умная наставница и как прекрасная коллега. Вспоминая её, Даша старается быть хоть чуточку похожей на неё. Елизавета Сергеевна часто говорила: « Я не люблю портить другим настроение». Побольше бы таких людей. Вот такая была житейская история.

Вера Гайворонская 15 февраля 2024 г. Самара-городок