Найти тему
Ирина Нармонтене

Рецензия к фильму "Долгая дорога в дюнах"

Изображение взято из интернета в свободном доступе
Изображение взято из интернета в свободном доступе

В советских фильмах была какая-то монументальность, серьёзная идеализация человеческого существования, в противовес современной склонности к пошлой развращённости, веящей с буржуазного запада, купающегося в праздном достатке, добытом не всегда честно и праведно. Это называется потребительством, которое выгодно торговому сословию. В данное время происходит постепенное разрушение буржуазной системы с её показным шиком и роскошью, так что самое время вспомнить уроки выживания в непростые времена, которые преподносят фильмы, подобные кинокартине под названием "Долгая дорога в дюнах", созданная в 1981 году на Рижской киностудии.

Сюжет повествует о взаимных чувствах Артура и Марты, судьбы которых разделил социум, поскольку их семьи принадлежали к разным слоям латышского общества во времена непростого выбора латвийским народом истинного пути, когда партия коммунистов противостояла гитлеровскому фашизму. Выросшие в небольшом рыбацком посёлке, они оба отправились в Ригу для обучения и обретения самостоятельности. Смерть отца Артура меняет судьбу парня, вынуждая остаться возле овдовевшей матери, а отец Марты предлагает ему работу, будучи бригадиром рыбацкой общины. По сути неплохой человек, но слишком привязан к собственному достатку, что в итоге погубило его жизнь. Так же греховная связь одинокого вдовца, воспитывающего дочь самостоятельно, со служанкой при её живом муже, тоже служившем у него, впоследствии стала спусковым механизмом воздаяния, ударившего и по судьбе его дочери.

Исключительно редкая, арийская красота главной героини сериала, Марты, которую изумительно сыграла одними лишь взглядами выразительных глаз латвийская актриса Лилита Озолиня, привлекает внимание богатого коммерсанта немецкого происхождения, взаимодействующего с её отцом. Девушка деликатна, поэтому тот не сразу понимает отсутствие интереса с её стороны, а когда в пожаре сгорает дом отца Марты, оба погорельца оказываются в полной зависимости от благодетеля, спасшего хромого рыбака из огня, когда тот пытался спасти чемодан с зарплатой подчинённым. Вынужденную благодарность девушки за спасение близкого человека немец воспринимает как податливость и благородно делает девушке предложение, которое ей приходится принять, поскольку накануне её возлюбленный наносит ей жестокое оскорбление в припадке ревности, гордо заявляя о разрыве отношений, ещё не зная, что героиня беременна от него, впрочем, как и она.

Культура и утончённость режиссуры фильма выражается в ненавязчивой манере взаимодействия с природными стихиями. При вдумчивом просмотре это позволяет осознать истинные желания и чувства героев киноленты. Так Марта неуютно блуждает в незнакомом лесу в Германии, когда их с амбициозным мужем приглашает погостить к себе на виллу его приятель, проявляющий лояльность к Гитлеру. Марту пугают те страшные люди со свастиками, которые впоследствии заселяют их семью в чью-то пустующую квартиру с портретом еврейской девочки на стене... Похожий приём для выражения смятения оскорблёных чувств ни в чём неповинного ребёнка применён в эпизоде, когда маленького сынишку Марты, Эдгара ищут всей деревней в завьюженном сибирском лесу после того, как соседский мальчик в запальчивости незаслуженно обозвал его фашистом из-за репрессированной матери, страдающей как дочь сельского старосты, в страхе за неё и маленького внука прислуживающего немецким оккупантам.

Целительная доброта и культурная обходительность главной героини, словно живительная влага сквозь камни, нашла путь к ожесточённым военными невзгодами сердцам сибиряков, чьи огрубевшие души несколько оттаяли, жалеючи Марту с её маленьким сынишкой. Поначалу казавшись чёрствыми, они смогли возвыситься над злобой, оказывая благодеяния попавшим в беду персонажам, даже более несчастным, чем они сами. Глазами латышей русские люди бывают грубоваты внешне, однако они зачастую милосердны внутренне, как бы хотел показать латвийский режиссёр советского сериала. Дерьма, извиняюсь, конечно, в любом народе предостаточно, однако заказ есть заказ и в фильме мы получились "на лицо ужасные, но добрые внутри" тузеемцы...

В целом весь фильм пронизан болью разобщённости когда-то целостного латвийского народа из-за нахлынувших извне чуждых идей, которые, тем не менее, рассекли по живому всё общество надвое. Фактически люди, совсем не плохие сами по себе, стали заложниками классовой ненависти, созревшей на основе недовольства бедных и страха богатых. Никто не смог удержать нейтралитет и ни от кого ничего уже не зависело... Конечно, некоторый перекос в сторону наивного обесценивания противников коммунизма я лично заметила: это вечно пьяные гитлеровцы, бросающие раненых сообщников лесные братья, трусливо предающие народ перебежчики туда-обратно, в противовес идейным коммунистам, никогда не бросающим товарищей в беде, героически жертвующим жизнь или хотя бы кровь за облагодетельствованных пролетариев. Такое чувство, что почитание страданий Христовых просто подменили людоедски кровавой жертвой павших за светлое будущее "мировова пролетарияту", поскольку общество того времени, по всей видимости, ещё не отвыкло, как теперь, от религиозного благоговения перед смертью невинного божества на кресте за всех нас, так отчего бы этим было не воспользоваться ради усиления властного величия компартии, манипулирующей чувствами вины, раскаяния и суеверного трепета в невежественных умах втайне осознающих собственное ничтожество простых обывателей.

Пройдя невероятные испытания, хрупкая внешне и мужественная внутренне Марта сумела сохранить человечность и доброту, тем самым получив свою заслуженную награду в качестве возмещения самой печальной утраты. Её навещает бывший муж, который в беседе с ней признаётся в осознании, что для счастья человеку нужны лишь две вещи: Родина и любовь. Всё у него там, за границей есть, кроме этих двух жизненно важных компонентов, без которых его жизнь превратилась в театральную постановку демонстрации окружающим успеха и роскоши при внутренней опустошённости.

Тем не менее любовь к Марте, пусть даже неразделённая, в который раз побуждает бывшего мужа совершить благородный жест, благодаря которому она узнаёт весть, что единственный возлюбленный, которого она считала погибшим, выжил. Выйдя из квартиры Марты, он садится на ступени, будто желая остаться... Женщина решает всё-таки вернуться вместе с повзрослевшим сыном в родную деревню. Артур, который тоже искал Марту, снова чуть не погиб, когда лодка с рыбаками опрокинулась во время шторма, однако сигнальные выстрелы тех бедолаг, которые до последнего боролись с бушующим морем, заметили моряки шведского судна. Спасённым героям уважительно предложили остаться в Швеции, однако лишь один латыш выразил желание повидаться с заграничными родственниками, после чего опять же, вернулся домой. Так весь фильм основан на идеях приоритарности любви к своей, пусть маленькой, Родине и верности принципам, как ощутимому проявлению высших человеческих чувств.