Очень давно беспокоит тема актуальности всяческих тренингов, курсов саморазвития и прочего схожего продукта в коучинг-продакшн. Несколько раз пытался сформулировать мысли в связную статью, не отягощённую резким отрицательным настроем к так называемым коучерам и бизнес-тренерам (честно говоря, большинство из них, я называю кучеры и пизнес-тренеры). Хотя, пару раз за свою деятельность, я сталкивался с действительно классными спецами, которые показали хорошее направление мыслей, не раз выручавшее при решении нестандартных производственных задач. О них я так же постараюсь упомянуть отдельно. Основная же задача - просто поделиться мыслями и личным опытом прохождения эти, так-называемых "пизнес-треников". Кстати, в ироничной форме, о корпоративном маразме, зачастую творящемся во многих организациях, я написал здесь https://www.litres.ru/book/aleksandr-panin-27104371/zapiski-sumasshedshego-menedzhera-70103701/?ysclid=lsplgni2vg284816899
Зачастую тренинги подбирают сотрудники службы по работе с персоналом, видимо исходя из своих профессиональных и интеллектуальных компетенций, попутно руководствуясь наставлениями Генерального директора - "найти что-то подешевле", при чём советы о действительно качественных, но достаточно дорогих во времени курсах, если и не игнорируются совсем, то задвигаются на дальние позиции. Как итог, мы получаем следующую картину: гениальный директор с чувством глубокого удовлетворения подписывает счёт на оплату курсов, кадровая служба инициирует оповещение сотрудников о прохождении обучении в обязательном порядке, даже тем, кто порой гораздо более компетентнее невнятных коучеров (или всё же кучеров?) из мутной, но лицензированной компании. А как иначе? "Мы же однако манда", как это любят твердить в сектоподобных фирмочках. И вот, толпа сотрудников собирается, в каком-нибудь зале и шоркая стульями по полу, рассаживается по мере заинтересованности процессом. Генеальный директор толкает речь о светлом будущем, после прослушивания курса, какие -то сотрудники натягивают подобрострастные улыбки и хлопают вялыми, влажными ладошками, другие - молча сидят, не выражая особых эмоций, кто-то нагло зевает... Пул текущих задач с сотрудников конечно же никто при этом не снимает, как и сроков их выполнения (всегда горящих, особенно - в "динамично развивающихся компаниях").
И вот, лектор начинает нести информацию в массы. Слушая большую часть из них, порой кажется, что все они готовились по одной методичке, что в изобилии лежали на уличных книжных лотках и были популярны в конце 90-х годов. В программу вводятся, какие-то нелепые конкурсы-задания, словно лектор спутал обучающий семинар с деревенской свадьбой, прихватив с собой ещё и "Пособие весёлого тамады". Кто-то всё-же осиливает вводный университетский курс основ экономики, что уже даёт несколько плюсиков в карму составителя программы обучения, но не несёт ничего нового, для тех, кто добросовестно окончил любое нормальное высшее учебное заведение. Как раз на уровне первого, максимум второго курса вузовской программы, познания лектора в экономике и заканчиваются. Далее - начинается поток усреднённых рекомендаций по настройке производственных процессов и процессов управления, рекомендаций, которые выдаются за некое откровение и при слабом образовательном уровне руководителя, принимаются за спасительную пилюлю для вялотекущего бизнеса. И если Генеральный директор не склонен внимать ни голосу разума, ни доводам более прокачанных в своих процессах, управленцев, то именно в таком случае, потери эффективного времени сотрудников и незначительных финансовых ресурсов на оплату семинара, превращаются в производственные потери с уже гораздо бОльшими временнЫми и финансовыми затратами. После подобных курсов, когда одержимому изменениями руководству не терпится снести всё старое одним махом и точно так же насадить новое, начинаются бесконечные мозговые штурмы и проекты оптимизации процессов, предыдущая оптимизация которых, после ранее пройденных курсов, так и не была доведена до запланированных этапов. Но не будем вовлекаться в частные случаи одержимости отдельных руководителей, попробуем вернуться к нашим баранам, то-есть бизнес-тренерам.
Кто они, в большинстве случаев? Вы редко встретите среди них производственников с богатым опытом построения производственных систем. Чаще же - это филологи, или психологи без медицинского образования, в лучшем случае - экономисты-неудачники, которые, поймав струю потока запросов, смело ринулись в неё, оседлав плот со страждущими, не умеющими грести. Но только поток тот, по которому они ведут плот с падаванами, всего лишь лайтовый туристический маршрут, неоднократно пройденный нашими коучерами, а та самая бурность потока, царит лишь в головах неопытных падаванов, попавших под влияние их инструктора.
Вот и несётся этот рафт со скоростью течения, до очередного привала в виде кофе-брейка или обеда, включённого в стоимость курса. А в конце - счастливым ученикам, выдают красивые дипломы с завитушками, о преодолении очередного жизненного испытания. Все расходятся счастливые и довольные - коучеры-инструкторы с деньгами, падаваны - с "фанерными медалями и картонными дипломами". И всё бы хорошо, да вот только попади такой "турист в мире потоков ценностей" в реальную круговерть, как все его познания от этих псевдо-инструкторов, бьются о суровые скалы действительности, опрокидывая и закручивая в водовороте обстоятельств, их весёлый плотик, хороня очередной "проект ради проекта".
Нельзя конечно отрицать, что есть и отличнейшие курсы с преподавателями-практиками, да вот только такие курсы не могут длиться ни день и не два, рассчитаны они как минимум на две недели, да и стоят не дешёво. Хорошие работодатели, ценящие своё время и время своих сотрудников, именно на них и направляют персонал, способный внести в будущем коррективы в процессы фирмы, впоследствии с лихвой отрабатывая понесённые затраты на обучение.
Директора же "дружновеселых компаний" или компаний "мыоднасемья" чаще всего занимаются популизмом в области обучения, с гордостью демонстрируя аудиторам и гостям закрытые графики массовых обучений. Да только что-то их компании при этом топчутся на месте, не в силах оторваться от общего, медленно бредущего по степи табуна неспешных пони, позиционирующих себя вольными и стремительными мустангами, преодолевающими просторы прерий. И экономика их в лучшем случае, как в старом анекдоте, про варёные яйца по цене сырых, про бульон после их варки и "всё ж таки пги деле..!"