Шёлк...
Раньше производство шёлка хранилось в тайне. И за разглашение этой тайны легко можно было лишиться жизни. Вывезти, например, гусениц шелкопряда из Японии в Европу - это было что-то из разряда невозможного!
И всё-таки такое случалось.
Но я сейчас не об истории шёлка, не о Великом Шёлковом пути, и даже не о романе Алессандро Бариккьо "Шёлк".
Расскажу о своём скромном вкладе в производство шёлка).
В школьные годы - а я росла и училась в Узбекистане, в глухой провинции - мы много работали.
С конца сентября и почти до Нового года - хлопок. Потом навёрстывали учебную программу, это ежедневные 6-7 уроков, практически без каникул...
В конце апреля - снова хлопок, но не сбор, а прополка.
А в конце мая, когда год учебный закончился и осталось только экзамены сдать, мы "ходили на ко́коны".
Из всех работ эта была самая лёгкая).
Дело в том, что когда гусеница шелкопряда обмотается шёлковой нитью и сформирует кокон, надо успеть эти коконы выварить. До того, как бабочка прогрызёт себе путь на волю и тем самым нарушит целостность нити. А до выварки коконы надо успеть очистить.
Это вопрос дней - или даже часов. Поэтому привлекали школьников.
Приходишь в школу на консультацию перед экзаменом, а после вас сажают в автобус или в грузовик; иной раз ведут пешком в махаллю. Приводят в чей-нибудь дом, где вас уже ждут.
Школьному десанту всегда были рады.Несмотря на гвалт, визг, на обязательное кормление этой оравы ( а кормили нас всегда очень-очень вкусно!).
В самой большой комнате вдоль стен расстелены матрасы, на которые мы рассаживались, подобрав ноги. А в центр, на расстеленное огромное покрывало, вываливались груды объеденных гусеницами ту́товых веток, в которых и находились коконы.
Эти коконы были в такой ... ну, похожей немного на сероватый синтепон, грубоватой паутине, что ли. Мы счищали её, и чистые, беленькие цилиндрики, как будто перетянутые в талии, складывали в плоские плетёные корзины.
Работа лёгкая, чистая. Отличная, я б сказала, но...
Было одно но, которое отравляло мне удовольствие. Да и не только мне.
Дело в том, что некоторые гусеницы не успели обмотаться нитью и спокойненько уснуть себе в коконе.
Эти лентяйки ползали там же, и не было у мальчишек лучшего развлечения, чем посадить такую вот толстую, тошнотворно-серую, холодную - брррр! - пакость тебе на голую руку, на плечо, на шею!
И невозможно удержаться и не завизжать, когда это вот противное ползет по тебе, сокращаясь, цепляясь многочисленными лапками! А если тебе её на голову посадили? Выпутывать из волос это мягкое, противно-холодное - то ещё удовольствие, скажу (вернее, провизжу) я вам!
А иногда схватишь кокон, а у него бочок мягкий, и через тоненькую стеночку ощущаешь, что там, внутри, тоже гусеница!
Так что визг девчачий то и дело разносился по всему дому...
И всё-таки мы любили ходить на коконы.
Тепло, весело. Впереди каникулы, ура! Может, повезёт, и поедем на грузовике, так, чтоб ветер в лицо и подскакивать вместе с машиной на ухабах. И осознание своей необходимости, важности, наполняет тебя гордостью.
А гусеницы... ну что - гусеницы. Ну повизжим, тоже иногда надо!
#шёлк #коконы
#детство #производствошёлка