Недавно было 100 лет со дня смерти В.И. Ленина, который в представлении не нуждается, а писать о нём и рассуждать тут не имеет смысла. Хотя не вспомнить о нём тоже невозможно, потому что это часть нашей истории и что было, то было. А то, что произошло благодаря его неуёмной целеустремлённости и яростному следованию своим идеям, в мире русской моды тоже сложно описать, но очевидно что влияние своё те давние действия очень сильно оказали. Мода изменилась резко.... Хотя, чего греха таить, то было время нестабильности во всём мире, взять хотя бы последствия Первой мировой войны, которые тоже резко сменили взгляд на моду даже в развитых капиталистических странах Запада.
Итак, 1920-е, Надежда Ламанова одна из главных "кутюрье" страны. В стране процветает военный коммунизм. Буквально всё в стране стало дефицитным, времена непростые для всех. В этот период появляется такой термин как "прозодежда" — производственная одежда, которую носили разные рабочие. Такая одежда отличалась по профессии и по способу производства. Тракторист, машинист, механик, рабочий на заводе — для каждого типа профессии разрабатывался с одной стороны универсальный крой, а с другой стороны вносились изменения в зависимости от специфики его работ. Например, прозодежда машиниста поезда была организована таким образом, чтобы никакие лишние детали не мешали при контакте с механизмами поездов, а когда надо и защищали тело.
При этом существовала и спецодежда — одежда для более детального учета специфики работы. Такая одежда носилась врачами, хирургами, рабочими лабораторий, пожарными. Но у термина "прозодежда" существовал и другой смысл. Так называли ещё часть оплаты натуральными товарами, половину которой работники получали от предприятий по принципу "классового пайка". И этот термин существовал почти до 1923 года, пока это значение не стали искоренять, проводя множество публичных дискуссий на эту тему. Так, во втором номере журнала "ЛЕФ" Варвара Степанова опубликовала целый манифест на тему истинного смысла "прозодежды".
Был ещё третий термин — "спортодежда", то есть одежда для занятий спортом. И для такой одежды перед конструкторами-инженерами тоже стояла первоочередная задача по созданию комфортной униформы. Причем, даже первый нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский писал в своей статье "Культурна революция и искусство" о том, что у народа должна быть прозодежда для работы, спортодежда для занятий физкультурой, а также нарядная, праздничная одежда.
Вот, например, проект Владимира Татлина с его универсальным круглогодичным пальто для мужчин. Оно состояло из трёх частей, две части которых (подстёжка) были съёмник — фланелевая для осени и весны, а также меховая овчина для зимы. Верх состоял из непромокаемой ткани, которая защищала от дождя. Интересна и форма пальто — лёгкий оверсайз силуэт с заужением к низу. Воротник, который при необходимости застегивался наглухо.
А спортивные костюмы Варвары Степановой и вовсе опередили своё время. Она была первой, кто привнёс в спортивный костюм яркие линии, создавая тем самым геометрическую форму. При движении эти линии двигались вместе с человеком и создавали очень необычный эффект, который только притягивал взгляды зрителей и усиливал интерес к действу. Причём ткани, из которых шилась спортивная униформа были самого низкого качества и были из хлопка.
Вот тут Варвару Степанову заметили. Вместе с другой своей коллегой Любовью Поповой её пригласили поработать на Первую Московскую ситцевую фабрику. Тогда и появилась идея создания первых агитационных тканей с идеологическими рисунками. Советский текстильный феномен с серпами, молотами, тракторами, сеялками, красной звездой, заводскими трубами с дымом и индустриальным орнаментом был очень популярен в 1920-е. Но уже в 1930-е мода на такие ткани сошла на нет и даже начала высмеиваться в обществе и в газетах.
#советскаямода