Найти тему
soullaway soullaway

Капиталистическое судостроение для Советского Союза.

Советский Союз сейчас часто рисуют как страну небывалых возможностей и огромных сил. В итоге у обывателя сложилась несколько искаженная картина той реальности, в которой существовала наша промышленость полвека назад. Но если об автомобилестроении всё же иной раз кто-то знает, то уж флот всегда рисуют как нечто исключительно советское и колоссальное. Я даже сталкивался с мнением о том, что мы в плане постройки флота были полностью независимы и всё делали сами. Вот только если немного разобраться в теме, то сразу же поймешь, сколь нелепы такие утверждения. Даже военные корабли строили далеко не только на территории СССР. На благо наших моряков трудились верфи в Польше, там строили БДК. Работали на нас и верфи в ГДР, там в свою очередь строили МПК. Часть этих кораблей на ходу до сих пор. И тут кто-то скажет, что ведь это же страны Варшавского договора, но история с флотом ещё интереснее, чем может показаться на первый взгляд.

Если военная промышленность действительно ориентировалась на дружественные страны, то с гражданским судостроением дела обстояли ещё интереснее. Вот о нём-то и пообщаемся сегодня. Заодно расширим немного кругозор и развеем миф о том, что абсолютно всё Советский Союз строил сам.

Теплоход «Грузия» с заглавной фотографии вы могли видеть в прекрасном фильме «Корона Российской империи, или снова неуловимые». А ещё этот же теплоход перевозил олимпийскую сборную нашей страны на игры в Мельбурне. При этом построено судно было Британией ещё в 1939 году и строилось оно как трансатлантический лайнер. Дальше лайнер попал к полякам, успел поработать и там, ну а потом был продан СССР. Если на нём перевозилась наша олимпийская сборная, то о чём-то это да говорит.

Биография теплохода «Айвазовский» несколько скромнее, но зато его сразу строили французы для советских нужд. Любопытно, что теплоход был построен в единственном экземпляре и выполнял круизы по Чёрному и Средиземному морю. Как правило, подобные проекты строят серийно, что у нас, что на западе, но тут вот получился эксклюзив.

-2

После распада Советского Союза теплоход остался у Украины. Успел побыть плавучим казино и общежитием, ну а потом был списан на иголки. И оба этих примера намекают нам на то, что строительство больших лайнеров было проблемой для Советского Союза. Тем более ведь история не ограничивается исключительно этими примерами. Был у нас и лайнер «Балтика» построенный в Нидерландах, был теплоход «Одесса» который делали англичане для датчан, но затем мы его выкупили. В общем, капиталисты вполне себе строили пассажирские суда для нужд страны рабочих и крестьян.

Конечно, особняком стоят суда построенные Югославией и ГДР и к слову любопытно мне как там поживают сейчас эти верфи? Есть веские подозрения, что по назначению они давно уже не работают. Ведь капиталистам не нужны конкуренты. Это на словах конкуренция и свободный рынок что-то решают, а по факту нет ничего надежнее банкротства конкурента. Ну да ладно, речь же о судостроении западных стран.

Так вот тут особо стоит отметить работу Финляндии. На местных верфях строили танкеры для нужды нашего военно-морского флота. К примеру, танкер «Кола» и сейчас в строю. Там же делали наши научно-исследовательские суда. НИС «Академик Мстислав Келдыш» опять же до сих пор служит нашей отечественной науке.

-3

Естественно это далеко не полный список того, что для нас строили капиталистические страны. Советский Союз не был изолирован от всего остального мира, и когда ему что-то требовалось, то он мог это получить. В данном случае мы видим, что судостроение хоть и было развито внутри страны, но были и поставки из зарубежья. В том числе и из капиталистических стран. Ведь Финляндия или тем более Франция никогда не входили в страны Варшавского договора. Как раз наоборот это были капиталистические государства, которые вполне себе можно рассматривать как идеологических противников.

Стоит вспоминать и контракт с австрийской верфью, по которому для Советского Союза построили несколько теплоходов. Изначально существовал проект Q-040 и по нему австрийцы сделали два теплохода. В дальнейшем проект был модернизирован, и они поставили ещё два теплохода. Происходило всё это в 70-х годах и все четыре теплохода до сих пор действуют на туристических маршрутах. А им между прочим уже почти полвека исполнилось. И без сомнений неоднократно какие-нибудь туристы глядя на того же «Антона Чехова» рассуждали в духе того, что вот, когда-то у нас умели и такое строить. Только строили-то не у нас, а в капиталистической Австрии.

-4

Неоспоримо то, что Советский Союз был огромной и сильной страной. У нас были и свои традиции судостроения, но отрицать взаимодействие в каких-то вопросах с капиталистами я бы не стал. Это будет, как минимум противоречить настоящей истории, а история это всё же наука, а не литература.

У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.