Советский Союз сейчас часто рисуют как страну небывалых возможностей и огромных сил. В итоге у обывателя сложилась несколько искаженная картина той реальности, в которой существовала наша промышленость полвека назад. Но если об автомобилестроении всё же иной раз кто-то знает, то уж флот всегда рисуют как нечто исключительно советское и колоссальное. Я даже сталкивался с мнением о том, что мы в плане постройки флота были полностью независимы и всё делали сами. Вот только если немного разобраться в теме, то сразу же поймешь, сколь нелепы такие утверждения. Даже военные корабли строили далеко не только на территории СССР. На благо наших моряков трудились верфи в Польше, там строили БДК. Работали на нас и верфи в ГДР, там в свою очередь строили МПК. Часть этих кораблей на ходу до сих пор. И тут кто-то скажет, что ведь это же страны Варшавского договора, но история с флотом ещё интереснее, чем может показаться на первый взгляд.
Если военная промышленность действительно ориентировалась на дружественные страны, то с гражданским судостроением дела обстояли ещё интереснее. Вот о нём-то и пообщаемся сегодня. Заодно расширим немного кругозор и развеем миф о том, что абсолютно всё Советский Союз строил сам.
Теплоход «Грузия» с заглавной фотографии вы могли видеть в прекрасном фильме «Корона Российской империи, или снова неуловимые». А ещё этот же теплоход перевозил олимпийскую сборную нашей страны на игры в Мельбурне. При этом построено судно было Британией ещё в 1939 году и строилось оно как трансатлантический лайнер. Дальше лайнер попал к полякам, успел поработать и там, ну а потом был продан СССР. Если на нём перевозилась наша олимпийская сборная, то о чём-то это да говорит.
Биография теплохода «Айвазовский» несколько скромнее, но зато его сразу строили французы для советских нужд. Любопытно, что теплоход был построен в единственном экземпляре и выполнял круизы по Чёрному и Средиземному морю. Как правило, подобные проекты строят серийно, что у нас, что на западе, но тут вот получился эксклюзив.
После распада Советского Союза теплоход остался у Украины. Успел побыть плавучим казино и общежитием, ну а потом был списан на иголки. И оба этих примера намекают нам на то, что строительство больших лайнеров было проблемой для Советского Союза. Тем более ведь история не ограничивается исключительно этими примерами. Был у нас и лайнер «Балтика» построенный в Нидерландах, был теплоход «Одесса» который делали англичане для датчан, но затем мы его выкупили. В общем, капиталисты вполне себе строили пассажирские суда для нужд страны рабочих и крестьян.
Конечно, особняком стоят суда построенные Югославией и ГДР и к слову любопытно мне как там поживают сейчас эти верфи? Есть веские подозрения, что по назначению они давно уже не работают. Ведь капиталистам не нужны конкуренты. Это на словах конкуренция и свободный рынок что-то решают, а по факту нет ничего надежнее банкротства конкурента. Ну да ладно, речь же о судостроении западных стран.
Так вот тут особо стоит отметить работу Финляндии. На местных верфях строили танкеры для нужды нашего военно-морского флота. К примеру, танкер «Кола» и сейчас в строю. Там же делали наши научно-исследовательские суда. НИС «Академик Мстислав Келдыш» опять же до сих пор служит нашей отечественной науке.
Естественно это далеко не полный список того, что для нас строили капиталистические страны. Советский Союз не был изолирован от всего остального мира, и когда ему что-то требовалось, то он мог это получить. В данном случае мы видим, что судостроение хоть и было развито внутри страны, но были и поставки из зарубежья. В том числе и из капиталистических стран. Ведь Финляндия или тем более Франция никогда не входили в страны Варшавского договора. Как раз наоборот это были капиталистические государства, которые вполне себе можно рассматривать как идеологических противников.
Стоит вспоминать и контракт с австрийской верфью, по которому для Советского Союза построили несколько теплоходов. Изначально существовал проект Q-040 и по нему австрийцы сделали два теплохода. В дальнейшем проект был модернизирован, и они поставили ещё два теплохода. Происходило всё это в 70-х годах и все четыре теплохода до сих пор действуют на туристических маршрутах. А им между прочим уже почти полвека исполнилось. И без сомнений неоднократно какие-нибудь туристы глядя на того же «Антона Чехова» рассуждали в духе того, что вот, когда-то у нас умели и такое строить. Только строили-то не у нас, а в капиталистической Австрии.
Неоспоримо то, что Советский Союз был огромной и сильной страной. У нас были и свои традиции судостроения, но отрицать взаимодействие в каких-то вопросах с капиталистами я бы не стал. Это будет, как минимум противоречить настоящей истории, а история это всё же наука, а не литература.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.