Где: Музей русского импрессионизма
Адрес: Ленинградский проспект 15, стр.11
До: 2 июня 2024
Музей русского импрессионизма представляет новую выставку, посвященную художественному объединению под названием “13” (по числу художников, представивших свои работы на первой выставке группы). Само объединение просуществовало всего три года с 1929 по 1931, но на выставке представлены работы разных лет художников, входивших в данную группу.
Группа сложилась в редакции газеты «Гудок». Три иллюстратора Владимир Милашевский, Николай Кузьмин и Даниил Даран хотели по-новому представить городской пейзаж: темповый рисунок должен был стать живым впечатлением от натуры, этюд или набросок рассматривались как цельное и законченное произведение искусства. Их вдохновляли работы фовистов, импрессионистов и постимпрессионистов.
Объединение распалось так быстро, в связи с тем, что третья и последняя выставка группы «13» вызвала ряд разгромных статей в советской прессе. Писали, что это “контрреволюционная группа”, что “выставку можно рассматривать только как вылазку буржуазных художников…сознательно работающих на буржуазного западного потребителя”. Деятельность “13” прекратилась в соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций».
Основателем группы стал график и сценограф Владимир Милашевский, наибольшую известность он получил благодаря иллюстрациями к русским сказкам. В 1969 году Владимир Милашевский проиллюстрировал сказку П.П. Ершова «Конек-горбунок». Для этой работы художник подробно изучал одежду и утварь допетровской эпохи. Фотографии книги из моей домашней библиотеки. Это одна из самых любимых книг моего детства именно благодаря иллюстрациям, поэтому познакомиться с другими гранями творчества художника на выставке мне было невероятно интересно. Внизу две ленты с фотографиями из моей детской книжки и с фотографиями с выставки.
Одним из сооснователей и активным участником группы «13» был Даниил Даран, в своих произведениях он разрабатывал две главные темы: цирк и балет. Любил рисовать с натуры наблюдая за своими героями из зрительного зала или из-за кулис как это делали Дега и Тулуз-Лотрек.
И снова книжка из моего детства с иллюстрациями Татьяны Мавриной. Ей единственной из русских художников-иллюстраторов детских книг была присуждена престижная международная премия Андерсена, которой награждаются лучшие иллюстраторы всего мира. Когда я шла на выставку, то даже не представляла себе, что меня ждут такие приятные открытия!
Выставка познакомит вас с неформальным видением мира Татьяны Мавриной, вдохновленным и импрессионистами, и Пикассо, и русским фольклором.
Татьяна Маврина была замужем за художником Николаем Кузьминым. Его творческое кредо в группе “13” звучало так: «Рисовать без поправок, без ретуши. Чтоб в работе рисовальщика, как и в работе акробата, чувствовался темп!»
Еще один творческий союз - Ольга Гильдебрандт-Арбенина и Юрий Юркун. Они были художниками-любителями. Для советских выставок одновременный показ работ профессионалов и любителей был новым явлением, своего рода вызовом организаторов «13». Ольга Гильдебрандт-Арбенина была актрисой. Ей посвящали стихи Н. Гумилёв, О. Мандельштам, М. Кузмин и другие поэты.
Одно из самых любимых мною стихотворений Осипа Мандельштама, как оказалось, посвящено Ольге Гильдебрандт-Арбениной.
Я наравне с другими
Хочу тебе служить,
От ревности сухими
Губами ворожить.
Не утоляет слово
Мне пересохших уст,
И без тебя мне снова
Дремучий воздух пуст.
Я больше не ревную,
Но я тебя хочу,
И сам себя несу я,
Как жертву палачу.
Тебя не назову я
Ни радость, ни любовь.
На дикую, чужую
Мне подменили кровь.
Еще одно мгновенье,
И я скажу тебе,
Не радость, а мученье
Я нахожу в тебе.
И, словно преступленье,
Меня к тебе влечет
Искусанный в смятеньи
Вишневый нежный рот.
Вернись ко мне скорее,
Мне страшно без тебя,
Я никогда сильнее
Не чувствовал тебя,
И все, чего хочу я,
Я вижу наяву.
Я больше не ревную,
Но я тебя зову.
Актриса и художница выбрала “брак втроем”. Ее избранником стал Юрий Юркун, писатель и художник, который был возлюбленным поэта Михаила Кузмина. Каким-то образом трио пришло к согласию, и они стали жить вместе, причем даже на публичные выступления всегда ходили втроем.
Выставка очень ёмко и правильно названа: “В переулках эпохи”. С одной стороны, перед Вами предстанет Москва, которую нам уже никогда не увидеть….
С другой стороны, вы познакомитесь с судьбами художников, которые отразились в судьбе всей нашей страны. Роман Семашкевич любую, даже незначительную бытовую сцену легко превращал в шедевр, где по-особенному разгорались густые краски. Жизнь художника оказалась очень короткой, он был расстрелян в 1937 году, около двухсот его картин были изъяты и пропали.
Художник Валентин Юстицкий был арестован за антисоветскую агитацию и приговорен к лишению свободы сроком на 10 лет.
Александр Древин был арестован в 1938 году и приговорён к высшей мере наказания «за контрреволюционную деятельность». Его супруге, тоже художнице, Надежде Удальцовой удалось сохранить от конфискации картины и рисунки мужа — во время ареста она выдала их за свои работы.
На фронтах Великой Отечественной войны погибли художники Лев Зевин и Михаил Недбайло.
“Несчастливое” название объединения, трагическая судьба многих художников, в него входивших, но картины, и в итоге сама выставка, оставляют ощущение легкости бытия.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи. https://web.telegram.org/a/#-1001805823607
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Музейрусскогоимпрессионизма #Шедевральныемаршруты #выставкивМоскве #Группа13 #Впереулкахэпохи