Найти тему
SFERA – Pro Историю

А Пентагон повелся: самая неудачная боевая машина, опередившая время

В 60-е годы компания Lockheed, входившая в пятерку крупнейших подрядчиков военно-промышленного комплекса США, занялась разработкой боевых машин с высокой проходимостью. Проект получил кодовое название «Твистер». Пентагон заинтересовался многообещающим проектом и подписал с Lockheed контракт, однако через несколько лет его ждало разочарование. 

SFERA — Pro Историю.
SFERA — Pro Историю.

Уникальный вездеход

Twister дословно переводится как «Смерч», но это слово можно перевести и как «Крутящийся», что больше соответствует основной идее. Задумка действительно казалась интересной: впервые было предложено использовать подвижные агрегаты корпуса с целью более эффективного преодоления препятствий.  Для создания уникального вездехода кузов машины решили представить в виде двух отдельных частей, соединенных шарниром. 

Пентагон обратил внимание на разработку и подписал контракт с Lockheed. В итоге, было выпущено несколько машин, незначительно отличавшихся друг от друга. Ставку сделали на боевой вариант, который планировали использовать как разведывательную машину высокой проходимости в составе сухопутных войск. Испытание машин проводили до конца 60-х годов: военные отметили, что схема сочлененных колесных автомобилей показала себя лучше традиционной.

Почему же в дальнейшем Пентагон отказался сотрудничать с Lockheed?

Twister 8х8 – XM 808. SFERA — Pro Историю.
Twister 8х8 – XM 808. SFERA — Pro Историю.

Twister 8х8 – XM 808

В 1965 году специалисты компании Lockheed завершили разработку первого варианта машины Twister. Результат получился впечатляющим!

Шарнирное устройство, соединяющее корпуса автомобиля, имело гидравлический привод, с помощью которого можно было менять положение корпусов в зависимости от препятствия. Автомобиль мог наклонять корпуса на 30 градусов относительно друг друга и менять угол сочленения, преодолевая высокие препятствия. Экспериментальная машина оснащалась двумя двигателями Chrysler по 190 лошадиных сил, расположенными в каждом из корпусов. Также в каждом корпусе был свой топливный бак. Машина имела колесную формулу 8x8, все колеса оснащались независимой подвеской с пружинным амортизатором. Объем топливных баков был рассчитан на 360 км. 

Но также выявился ряд недостатков. Подобная техника было намного сложнее, как в производстве, так и в эксплуатации. Именно поэтому Пентагон в итоге прекратил финансировать проект. Но компания Lockheed не отчаялась и продолжила попытки запустить массовое производство своего детища. Получилось ли у нее?

Twister 6х6 – XM 806. SFERA — Pro Историю.
Twister 6х6 – XM 806. SFERA — Pro Историю.

Twister 6х6 – XM 806

Хоть первый Twister и не был принят с распростертыми объятиями, компания не отказалась от своих наработок и уже в 1972 году представила на конкурс ASRV (Armored Reconnaissance Scout Vehicle) улучшенную модель.

ASRV рассматривала проекты как гусеничной, так и колесной техники. Заявки на участие в программе подали несколько ведущих американских компаний. Уже в мае 1972 года были определены победители. Лучшей гусеничной машиной конкурса стала разработка компании FMC, лучшей колесной — доработанная Twister от Lockheed. 

Победители конкурса получили контракты на строительство и испытания четырех машин-прототипов.

Уважаемые читатели, наш канал стал жертвой очередной волны пессимизаций Дзена. Если вы подпишитесь и оставите комментарий, то есть шанс, что алгоритм это заметит и вернет нам рекомендации. Спасибо!

Читайте также: