Морские грузоперевозки — это бизнес стоимостью в триллион долларов, который зависит от того, получают ли покупатели товары, а продавцы получают оплату.
В основном все сводится к одному важному грузовому документу – коносаменту (BOL, BL, HBL, Sea Waybill).
В этой статье мы рассмотрим, что такое BL, как его заполнять и с какими типами вы можете столкнуться.
Коносамент – это три документа в одном
Коносамент начинался как квитанция, выдаваемая при погрузке груза на судно.
Он до сих пор используется в качестве чека при самовывозе, вручается продавцу в качестве доказательства того, что товар был передан. Это также квитанция о том, что посылка была передана в хорошем состоянии, если при получении на BL не сделана отметка об обратном.
Вторая роль, которую играет коносамент, заключается в том, что он является договором отгрузки. Условия экспедитора, организующего международную перевозку, указываются в коносаменте на оборотной стороне.
Технически договор начинается, когда вы принимаете предложение экспедитора о фрахте, но договор перевозки является доказательством этого договора, в противном случае, почему груз забирается для международной перевозки?
Условия экспедитора обычно пишутся на обратной стороне. И получается, что экспедиторы (перевозчики тоже, если уж на то пошло) ограничивают свою ответственность за перевозку, если что-то пойдет не так. Вот почему так важно, оформить комплексное страхование груза.
Третья роль, которую играет BL, — это доказательство права собственности.
Покупатель и продавец выбирают условия фрахта Инкотермс, при заключении сделки. Инкотермс, указанный в коммерческом инвойсе, устанавливает точку во время транспортировки, когда товар переходит из рук в руки.
Владение коносаментом стало использоваться в качестве доказательства права собственности. Продавец получает его на руки при самовывозе. В дальнейшем он понадобится покупателю для выпуска груза.
Что представляет собой форма коносамента?
Экспедиторы создают свои собственные формы, каждая со своим дизайном.
К счастью, все они, по сути, имеют одну и ту же информацию и находятся примерно в одном и том же месте формы, как и в этом концептуальном проекте.
Такой коносамент является договором перевозки между экспедитором и его клиентом. Правильнее было бы называть его House BL, чтобы отличить его от очень похожего документа под названием Master BL.
Оба BL создаются для каждой международной перевозки, но Мастер-коносамент является договором перевозки между экспедитором и перевозчиком. Между прочим, большая часть информации в Интернете относится к документу Мастер, а не Домашнего.
Мастер-коносамент также выступает в качестве квитанции экспедитора о поставке и договора перевозки. Конечный клиент не получает копию этого документа, но его экспедитор должен предоставить ему номер основного коносамента. Он действует как номер отслеживания, пока груз находится в руках перевозчика.
Сначала вы увидите House BL в виде черновика. Вскоре после бронирования перевозчика экспедитор отправит черновик для подтверждения наименования, веса и габаритов. Важно проверить их, потому что порт отправления будет взвешивать груз, и любое несоответствие может привести к наложению штрафов и обновлению BL.
Помимо проверки веса и размеров, клиент также должен тщательно проверять правильность всей остальной информации. Даже незначительные расхождения между House BL и коммерческим инвойсом или документами о доставке могут привести к дорогостоящим таможенным проверкам в дальнейшем.
Три способа получить морской контейнер в порту прибытия
Чтобы грузовладельцу получить свой контейнер в порту, нужно доказать право на груз. Контракт на покупку или выписка из банка об оплате груза не подойдет. Нужен именно бумажный оригинал коносамента с подписями и печатями, который оформляют в пункте отправки. Чтобы исключить возможность утери коносамента, временных затрат на его пересылку, придумали еще два варианта выдачи контейнера.
Оригинал Коносамента
В порту отправления оформляют три бумажных экземпляра коносамента на контейнер. Один из них отдают продавцу. После получения оплаты заказа продавец высылает экспресс-почтой оригинал коносамента своему покупателю. По прибытию контейнера в порт назначения покупатель предъявляет бумажный оригинал коносамента и получает груз.
Телекс-Релиз
Для ускорения, получения контейнера в порту придумали услугу телекс-релиза. В этом случае грузополучателю не нужно предъявлять оригинал коносамента, а лишь сообщить данные контейнера.
Термин телекс-релиз или по-английски «telex-release» означает выпуск телекса. Первая часть термина —сокращение выражения «telegraph exchange», то есть сервис телеграфного обмена. Чтобы воспользоваться услугой телекс-релиза, отправителю нужно сдать свой экземпляр оригинала коносамента перевозчику. На принятом документе ставят штамп «сдано» — «surrendered». Затем перевозчик отправляет уведомление в порт назначения о разрешении выдать груз получателю без предъявления оригинала коносамента.
Экспресс-Релиз
В первых двух случаях отправитель может не посылать или не сдавать оригинал коносамент до тех пор, пока покупатель не пришлет оставшуюся сумму по контракту. Но если между продавцом груза и покупателем доверительные отношения или полная предоплата, то можно использовать услугу экспресс-релиза.
Когда прибегают к услуге экспресс-релиза, то оригиналы коносамента вообще не издают. Вместо этого создают электронный вариант коносамента с пометкой «Sea waybill». Такой документ называется экспресс-коносаментом. Его выдают после размещения груза на борту судна. Выдача груза получателю в порту назначения по экспресс-релизу происходит автоматически.