Найти тему
Тонкий план

Теория практики холотропного дыхания Станислава Грофа

Оглавление
Стани́слав Гроф (чеш. Stanislav Grof; род. 1 июля 1931, Прага) — чешский и американский психолог и психиатр. Один из пионеров психоделической терапии, входит в число основателей трансперсональной психологии. Создатель метода холотропного дыхания. Почётный член Российского психологического общества.
Стани́слав Гроф (чеш. Stanislav Grof; род. 1 июля 1931, Прага) — чешский и американский психолог и психиатр. Один из пионеров психоделической терапии, входит в число основателей трансперсональной психологии. Создатель метода холотропного дыхания. Почётный член Российского психологического общества.

Методика холотропного дыхания предполагает более частое и глубокое дыхание. Конкретные параметры частоты и глубины обычно не указываются, и человеку предлагается найти свой индивидуальный подход к этому процессу. Основное внимание уделяется погружению в собственные ощущения и анализу полученного опыта. Музыка также играет важную роль, помогая практикующему достичь нужного состояния сознания.

Холотропные состояния сознания, предложенные Станиславом Грофом, открывают перед нами стремление человеческого разума к постижению взаимосвязей и всеобщности сущего. В этом особенном модусе сознания возникает возможность не только погружаться в собственную историю с различных уровней - биологического, психологического, социального, расового и духовного, но также обретать доступ к прошлому, настоящему и будущему вселенной в целом. В такие моменты человеческое существо соприкасается с разнообразными уровнями и аспектами реальности, нашедшими отражение в различных мистических учениях мира. Многие из этих учений представляют собой сложную, глубокую и иерархическую модель реальности, объединяющую феноменальные и трансперсональные измерения бытия в гармонии и единстве.

Концепция Станислава Грофа гласит о том, что карта человеческого сознания представляет собой широкий эмпирический спектр необычных состояний ума. Гроф выделяет первый уровень, который связан с различными травматическими событиями, происходящими в жизни человека после его рождения. Вторая группа переживаний сосредоточена, главным образом, на двух ключевых темах: смерти и рождении. Вероятно, эти глубокие переживания имеют корни в реальной травме, связанной с биологическим актом рождения. Третий значительный раздел объединяет переживания, выходящие за пределы обычного человеческого опыта, их можно охарактеризовать как трансцендентные.

Биографические переживания.

Биографические переживания - это как открытая книга, в которой переплетены события жизни после рождения. Когда бессознательное начинает проявляться в психике, перед нами раскрываются страницы воспоминаний, связанных со временем с момента нашего появления на свет. Пока процесс остается на этой стадии, различные эмоциональные проблемы из прошлого становятся осознанными и формируют основу опыта. В традиционной психотерапии хорошо известно, что доступ к этой глубине подсознания является неотъемлемой частью терапевтической работы. Исследователи и практикующие психотерапевты изучают и тщательно описывают этот слой жизненных реалий.

Околородовые переживания.

Околородовые переживания представляют собой уникальный процесс психологической трансформации, схожий с символической смертью и последующим возрождением. Напоминая нам о том, о чём мы не сохранили ярких воспоминаний: о собственном рождении. Многим трудно поверить в глубинное значение этого опыта для нашей психики, однако именно в этом таинственном процессе зарождаются уникальные возможности для понимания себя и окружающего мира на новом уровне осознания. Наблюдать и изучать этот феномен - значит погружаться в мир тайны и возрождения души.

По мере погружения в необычные состояния сознания, переживания расширяются, проникая за пределы биографической ленты после рождения, сфокусировавшись на ключевых составляющих человеческой жизни: начале и конце. На околородовом уровне рождение и смерть переплетаются так тесно, что отражают сложность и опасность человеческого эволюционного пути. Моменты рождения и смерти становятся главными в истории нашего существования, отражая грандиозность и непредсказуемость жизни. Когда мы, переживая перерождение, вновь сталкиваемся с тематикой рождения, мы ощущаем на себе крайние проявления страха перед смертью, потерей контроля и безумием. Эти переживания могут привести к необычному поведению, напоминающему погружение в психоз. В этот момент душа проходит через трансформацию, открывая новые грани глубинного самопознания и понимания вечного круга жизни и смерти.

Борьба смерти-возрождения.

Борьба между смертью и возрождением - это эпическое противостояние, наполненное глубокими и насыщенными переживаниями, которые могут быть проиллюстрированы аналогией со второй клинической стадией родов - прохождением через родовой канал. Наряду с явными аспектами, легко сопоставимыми с естественными процессами родов, такими как титаническая борьба с силами природы, ощущения мощного давления и энергии, а также кадры кровавого насилия и мучений, здесь также присутствуют иные переживания, требующие глубокого размышления и тщательного исследования.

Переживание смерти и возрождения часто связано с воспоминаниями, выбирающимися на поверхность сознания в момент биологического рождения. В этот момент завершается трудный этап преодоления родового канала, и наступает мощный всплеск новой жизни, когда новорожденный появляется на свет. Человек может переживать разнообразные аспекты этой родовой стадии как яркие и реалистические воспоминания. Среди них могут быть восприятие анестезии, чувство давления при использовании щипцов и ощущения, связанные с манипуляциями акушеров или медицинского персонала после рождения. Эти моменты становятся ключом к пониманию процесса рождения и его глубокого символизма в контексте переживания жизни и смерти.

Надличностные переживания.

Данные переживания возникают в надличностной области психики, превышающей границы биографического и околородового опыта. Понятие "надличностный" применяется для охвата разнообразных состояний, ранее определяемых как духовные, мистические, религиозные, магические, парапсихологические или паранормальные. Исторически эта область подвергалась искажениям и недопониманиям. Углубленное знание природы и особенностей сверхличностных явлений, освобожденное от стереотипов и ошибочных толкований, имеет важное значение для правильного осмысления и оздоровления духовных кризисов. Мир сверхличностных явлений поставляет перед нами интеллектуальную и философскую загадку. Мир сверхличностных явлений охватывает сущности и реалии, которые остаются за пределами принятой западной наукой объективной реальности. Сюда входят божества, демоны, а также другие мифические существа из различных культур, а также абстрактные понятия, такие как рай, чистилище и ад. Этот мир представляет собой многомерное пространство, где переплетаются феномены, не поддающиеся обычной трактовке, и возможности субъективного восприятия и понимания.
Эти переживания обладают той же степенью убедительности и реальности, что и те, что вписываются в наши повседневные представления. Таким образом, в мире сверхличностных состояний граница между обыденной реальностью и мифологическим миром архетипов стирается.

Станислав Гроф также выделяет базовые перинатальные матрицы, являющиеся центральным понятием его концепции. Следовательно, стоит также упомянуть их в связи с обсуждаемыми темами.

Первая перинатальная матрица, известная как БПМ-I, укоренена в биологической реальности опыта первоначального симбиотического единства плода с материнским организмом в утробе матери. В этот период жизни в утробе условия для младенца чрезвычайно благоприятны, однако различные физические, химические, биологические и психологические факторы могут оказать на них серьезное воздействие. На более поздних этапах беременности ситуация вероятно станет менее благоприятной из-за увеличения размеров плода, увеличения механического давления и возможного нарушения функций плаценты.

Вторая перинатальная матрица, известная как БПМ-II, связана с самым началом биологического процесса рождения, его первой клинической стадией. Здесь исходное гармоничное состояние внутри материнского лона нарушается начальными тревожными химическими сигналами, а затем сокращениями материнских мышц. На этой стадии рождения плод переживает периодические сжатия от сокращений матки, шейка матки закрыта, и пока выхода для него еще нет.

Третья перинатальная матрица, обозначаемая как БПМ-III, представляет собой сложный комплекс переживаний, который можно по-настоящему понять, рассматривая ее в контексте второй клинической стадии биологических родов. На данном этапе сокращения матки продолжаются, но в отличие от предыдущей стадии шейка матки теперь открыта, что позволяет плоду постепенно проходить через родовой канал. Этот момент символизирует отчаянную борьбу за выживание, сильное механическое давление, часто сопровождающееся высоким уровнем гипоксии и ощущением удушья. На заключительном этапе родов плод может встретить прямой контакт с различными биологическими жидкостями, такими как кровь, слизь, околоплодная жидкость, моча и даже кал.

Четвертая перинатальная матрица, известная как БПМ-IV, тесно связана со стадией родов, когда новая жизнь выходит на свет. На этом заключительном этапе мучительный процесс рождения приближается к завершению, преодоление родового канала достигает своего пика, а после плодовой боли, напряжения и сексуального возбуждения приходит внезапное облегчение и расслабление. Момент возникновения на свет для ребенка является первым переживанием контраста между долгим периодом тьмы и ярким светом дня (или операционным светом). После перерыва пуповины обрывается физическая связь с матерью, и ребенок вступает в новое существование как самостоятельный индивид, начиная свой путь независимого существа.

Практика.

Практика холотропного дыхания представляет собой глубокий путь самопознания и трансформации сознания. Ее составляющие отображают гармоничное взаимодействие различных аспектов человеческого бытия.

Можно выделить четыре основных компонента техники холотропного дыхания:

  1. Глубокое и ритмичное учащенное дыхание ртом без пауз между вдохом и выдохом.
  2. Музыкальное сопровождение, стимулирующее процесс.
  3. Погружение в глубокие переживания, поднимающиеся из подсознания.
  4. Анализ и выражение полученного опыта через рисование или другие формы творчества.

Глубокое, ускоренное и ритмичное дыхание через рот без паузы между вдохом и выдохом открывает дверь в глубины подсознания. Музыкальное сопровождение стимулирует процесс и погружает нас в поток внутренних переживаний, выходящих на поверхность. Практика холотропного дыхания требует внимательного сопровождения ситтера, который оберегает и направляет холонавта во время сеанса. Здесь важно обеспечить безопасность и удобные условия для процесса. Сеансы обычно проводятся парами, где один человек дышит, а другой страхует, обеспечивая поддержку и понимание. Холонавту, осуществляющему практику, следует освоить основные принципы дыхания: только через рот, ритмичное, глубокое и частое.

Рассмотрим технику выполнения более подробно:

  • Дыхание только через рот.
  • Ритмичность.
  • Глубина.
  • Частота.
  • Вдох должен быть быстрым и резким, а выдох - расслабленным.
  • Грудная клетка должна двигаться при дыхании, а не живот.

Сеанс начинается с подготовки и дыхательной работы на спине под музыкальное сопровождение. Глубокая концентрация на дыхании и теле помогает погрузиться во внутренний мир, избегая отвлечений на мысли и образы. Сбросив напряжение и достигнув релаксации, можно открыться новым горизонтам самопознания.

Итак, как проходит сеанс:

  • Ложитесь на спину, раскиньте руки и ноги в комфортном для вас положении.
  • Включите музыку, подобранную специально для сеанса (можно найти готовые сборники в интернете).
  • Закройте глаза и не открывайте их в течение всего сеанса.
  • Дышите в соответствии с описанными выше принципами в течение нескольких минут.
  • Сосредоточьтесь на технике дыхания и своих ощущениях в теле.
  • Не отвлекайтесь на мысли и образы, концентрируйтесь на дыхании и ощущениях тела.
  • При возникновении сильного напряжения или судорог, постарайтесь избавиться от этих ощущений и достичь расслабления при помощи образов.
  • Плодотворность и результаты сеанса напрямую зависят от того глубины вашего расслабления
  • После завершения сеанса дыхания необходимо отдохнуть, оставаясь в расслабленном состоянии, не менее 30 минут.

Сеанс холотропного дыхания завершается не менее важным этапом - периодом релаксации и отдыха в тишине, продолжительностью не менее 30 минут. Это время после сеанса позволяет углубить полученный опыт и проявить его в новом свете, открывая двери для нового самопознания и прозрения.

©Забельникова Юлия Сергеевна, 28.02.2024. Все права защищены