В кинотеатрах, несмотря на все перипетии, ещё идёт великолепный фильм Михаила Локшина, по мотивам романа Михаила Булгакова. Признаюсь, я сомневался, что фильм хороший, потому что из других воплощений этого произведения мне понравилось только одна театральная постановка, но о ней ниже.
Фильм Локшина – это не экранизация, это собственное переосмысление романа, созданное с огромной любовью. Здесь пространство булгаковской Москвы делится на реальные виды столицы начала 30-х годов ХХ века и образы рождённые визионерством мастера. Фильм наполнен игрой с пространством и временем. Массой мелких, но важных фрагментов и кусочков, про которые часто забывают создатели кино, а как известно "дьявол в деталях". И да, Воланд это само воплощение того тёмного духа из романа.
Каким-то чудом авторам удалось создать именно ту атмосферу, те образы и впечатления, которые сложились у меня когда первый раз прочёл роман. Например, та безумная, разрывающая пространство погоня поэта Бездомного оказалось именно такой – какой я её представлял в юности. Трамвай на Патриарших, который, как возможно вы знаете ни когда не ходил по тем улочкам и подворотням, и вот новая Москва и трамвай звеня колокольчиком мчится по широкой улице около "Патриарших прудов им. К.Маркса" (чем-то напомнило некий почти оксюморон или парадокс: Аэропорт Шереметьево им. А.Пушкина (т.е. получается граф Шереметьев имени Пушкина).
Есть поклонники романа которых раздражает история отношений Мастера и Маргариты, и считающие, что без неё произведение было бы более цельным. Да, можно согласиться. Но в кинокартине эта линия очень органичная (возможно сыграло ещё и то, что главные герои в реальной жизни муж и жена). Здесь глазами Мастера мы видим его взгляд на события, город и людей. Становится понятно почему опечатанная милицией квартира стала "нехорошей" и куда из неё пропадают люди. Почему "квартирный вопрос" испортил людей. Почему вдруг умер Мастер. Создатели фильма умело переосмыслили и показали эти моменты совсем с другой, не иллюстративной стороны.
Читая роман меня веселило, как играючи Булгаков, подобно Данте, мстит своим обидчикам и отправляет их в ад земной в психбольницу (в фильме это довели до своеобразного абсолюта, когда для одного из героев она оказывается Ялтой). И в конце картины эта параллель между дантовским "Адом" и булгаковской Москвой становится максимально ясной, только вот роль дьявола чуть разная, а Аугуст Диль в этой роли – само великолепие. Он очень убедителен и хладнокровен, без лишних эмоций и актёрского наигрыша. И с немецкой педантичностью он творит свой суд.
Но для меня есть ещё один Воланд лучше которого мало кто сможет быть. Да и сам спектакль "Мастер и Маргарита" который поставил Валерий Белякович в «Театре на Юго-Западе», я до последнего времени считал лучшим воплощением произведения Булгакова. Было удивительно как режиссёр умудрился на маленькой сцене воссоздать весь массив романа. Как в простых минималистичных декорациях перед зрителем появляется то Ялта, то "Нехорошая квартира", то театр где проводит своё шоу Воланд. Мне повезло увидеть спектакль с лучшим, на тот момент, Воландом.
Очередь за входными билетами на спектакль выходила из дверей театра и тянулась по тротуару, а когда мы сели на места в зале и нас стали уплотнять, т.к. зрителей оказалось намного больше чем мест, и тут по залу пошёл шёпот:
"О! Нам повезло!".
Многие зрители были фанаты Вячеслава Гришечкина, и пришли именно на него, но в тот день на сцену вышел Виктор Авилов. И возможно в тот день актёр был не очень трезв. Но сама фактура актёра, стеклянные замершие глаза, медленная речь создали неповторимый образ, который невозможно забыть. Это был самый настоящий Князь Тьмы. А повезло нам, потому что буквально через год, актёр умер от рака желудка.
Да, спектакль – это не фильм, тут меньше визуала и больше расчёта на фантазию зрителя. Актёрам приходится чуть больше наигрывать, быть менее естественными, и при этом надо идти по той тонкой грани, чтобы не сломать стену между сценой и зрителем. И в том спектакле всё было идеально.
В отличие от кино театральные постановки живые. Они живут, развиваются, стареют. Увы, не знаю как он изменился с тех пор, стал лучше или устарел, но впечатление осталось очень ярким и теплым.
А какая постановка "Мастера и Маргариты" понравилась вам и почему?