Найти тему
Fantasy box

Аннушка уже разлила масло

В кинотеатрах, несмотря на все перипетии, ещё идёт великолепный фильм Михаила Локшина, по мотивам романа Михаила Булгакова. Признаюсь, я сомневался, что фильм хороший, потому что из других воплощений этого произведения мне понравилось только одна театральная постановка, но о ней ниже.

Фильм Локшина – это не экранизация, это собственное переосмысление романа, созданное с огромной любовью. Здесь пространство булгаковской Москвы делится на реальные виды столицы начала 30-х годов ХХ века и образы рождённые визионерством мастера. Фильм наполнен игрой с пространством и временем. Массой мелких, но важных фрагментов и кусочков, про которые часто забывают создатели кино, а как известно "дьявол в деталях". И да, Воланд это само воплощение того тёмного духа из романа.

Аугуст Диль. Фотография с сайта Кинопоиск.ру
Аугуст Диль. Фотография с сайта Кинопоиск.ру

Каким-то чудом авторам удалось создать именно ту атмосферу, те образы и впечатления, которые сложились у меня когда первый раз прочёл роман. Например, та безумная, разрывающая пространство погоня поэта Бездомного оказалось именно такой – какой я её представлял в юности. Трамвай на Патриарших, который, как возможно вы знаете ни когда не ходил по тем улочкам и подворотням, и вот новая Москва и трамвай звеня колокольчиком мчится по широкой улице около "Патриарших прудов им. К.Маркса" (чем-то напомнило некий почти оксюморон или парадокс: Аэропорт Шереметьево им. А.Пушкина (т.е. получается граф Шереметьев имени Пушкина).

Есть поклонники романа которых раздражает история отношений Мастера и Маргариты, и считающие, что без неё произведение было бы более цельным. Да, можно согласиться. Но в кинокартине эта линия очень органичная (возможно сыграло ещё и то, что главные герои в реальной жизни муж и жена). Здесь глазами Мастера мы видим его взгляд на события, город и людей. Становится понятно почему опечатанная милицией квартира стала "нехорошей" и куда из неё пропадают люди. Почему "квартирный вопрос" испортил людей. Почему вдруг умер Мастер. Создатели фильма умело переосмыслили и показали эти моменты совсем с другой, не иллюстративной стороны.

Мастер и Маргарита, 2023

Читая роман меня веселило, как играючи Булгаков, подобно Данте, мстит своим обидчикам и отправляет их в ад земной в психбольницу (в фильме это довели до своеобразного абсолюта, когда для одного из героев она оказывается Ялтой). И в конце картины эта параллель между дантовским "Адом" и булгаковской Москвой становится максимально ясной, только вот роль дьявола чуть разная, а Аугуст Диль в этой роли – само великолепие. Он очень убедителен и хладнокровен, без лишних эмоций и актёрского наигрыша. И с немецкой педантичностью он творит свой суд.

Фрагмент кованой ограды на "Доме со зверями", на Чистых прудах. Просто картинка.
Фрагмент кованой ограды на "Доме со зверями", на Чистых прудах. Просто картинка.

Но для меня есть ещё один Воланд лучше которого мало кто сможет быть. Да и сам спектакль "Мастер и Маргарита" который поставил Валерий Белякович в «Театре на Юго-Западе», я до последнего времени считал лучшим воплощением произведения Булгакова. Было удивительно как режиссёр умудрился на маленькой сцене воссоздать весь массив романа. Как в простых минималистичных декорациях перед зрителем появляется то Ялта, то "Нехорошая квартира", то театр где проводит своё шоу Воланд. Мне повезло увидеть спектакль с лучшим, на тот момент, Воландом.

Очередь за входными билетами на спектакль выходила из дверей театра и тянулась по тротуару, а когда мы сели на места в зале и нас стали уплотнять, т.к. зрителей оказалось намного больше чем мест, и тут по залу пошёл шёпот:

"О! Нам повезло!".

Многие зрители были фанаты Вячеслава Гришечкина, и пришли именно на него, но в тот день на сцену вышел Виктор Авилов. И возможно в тот день актёр был не очень трезв. Но сама фактура актёра, стеклянные замершие глаза, медленная речь создали неповторимый образ, который невозможно забыть. Это был самый настоящий Князь Тьмы. А повезло нам, потому что буквально через год, актёр умер от рака желудка.

Виктор Авилов в роли Воланда, "Театр на Юго-Западе".
Виктор Авилов в роли Воланда, "Театр на Юго-Западе".

Да, спектакль – это не фильм, тут меньше визуала и больше расчёта на фантазию зрителя. Актёрам приходится чуть больше наигрывать, быть менее естественными, и при этом надо идти по той тонкой грани, чтобы не сломать стену между сценой и зрителем. И в том спектакле всё было идеально.

В отличие от кино театральные постановки живые. Они живут, развиваются, стареют. Увы, не знаю как он изменился с тех пор, стал лучше или устарел, но впечатление осталось очень ярким и теплым.

А какая постановка "Мастера и Маргариты" понравилась вам и почему?