Найти в Дзене
Виктор Никитин

Decca Records. 1929 год

Decca Records: Высший пилотаж звукозаписи

История "Decca Records" - от дверных ручек до "Nessun Dorma" - это история инноваций, революционных способов записи, огромных продаж и многочисленных поклонников.

Decca Records- один из самых знаменитых звукозаписывающих лейблов в истории музыки. Его история охватывает исполнителей от классической музыки до популярной, но его влияние на всю музыку огромно. Предлагаю кратко пройтись по истории Decca Records, потому что на подробную историю не хватит ни места для написания, ни времени для чтения. Но, надеюсь, вы получите представление о том, почему Decca остается почитаемой и по сей день.

История Decca Records начинается с человека по имени Эдвард Льюис в 1928 году. Именно в тот год директора Barnett Samuel And Sons почувствовали, что их семейному бизнесу, начавшемуся в 1832 году, скорее всего, пришел конец. Компания, основанная Генри и Джосайей Соломонами в Шеффилде, перешла от своего первоначального бизнеса по производству дверных ручек из панциря черепахи, рукояток для ножей и гребней для волос к производству и продаже музыкальных инструментов.

В 1861 году шурин Генри, уроженец Польши, Барнетт Сэмюэл, купил бизнес по производству музыкальных инструментов, который он быстро расширил с помощью своего сына Нельсона и племянника Макса. Компания Barnett Samuel And Sons Ltd была зарегистрирована в 1900 году, к тому времени фирма прочно зарекомендовала себя как один из ведущих оптовых продавцов музыкальных инструментов в Великобритании.

Примерно в то время, когда разразилась Первая мировая война, компания Barnett Samuel выпустила свою последнюю инновацию – Decca Dulcephone, революционный портативный граммофон. Вскоре Барнетт Сэмюэл стал крупнейшим оптовым продавцом пластинок в Лондоне. Решив, что продажи граммофонных пластинок достигли пика, братья Сэмюэл, которые тогда управляли компанией, решили, что настало время заработать. Они разместили компанию на Лондонской фондовой бирже и вышли из совета директоров.

Биржевым брокером, который курировал выпуск, был амбициозный 28-летний Эдвард Льюис. Недавно открытая компания была зарегистрирована как Decca Gramophone Company и быстро произвела фурор. Количество подписчиков на первоначальный выпуск акций Decca превысило предложение в 20 раз.

“В то время я не обратил на это особого внимания”, - заметил позже Льюис. “Я помнил замечание, что компания, производящая граммофоны, но не производящая пластинки, скорее похожа на компанию, производящую бритвы без лезвий”.

Однако в августе того же года Льюис пронюхал, что компания Duophone, выпустившая “небьющуюся пластинку”, находится в отчаянном положении. Он предложил Decca выкупить Duophone, которая недавно приобрела British Brunswick Ltd (Brunswick выпускала пластинки их американского коллеги, в том числе Эла Джолсона). Но когда Decca отказалась от этого плана, Льюис решил взять дело в свои руки, создав Malden Holding Company Ltd для управления фабрикой Duophone в Кингстоне, недалеко от Лондона. Льюис решил также возглавить Decca Gramophone Company, и с этой целью Малден с Джа Бальфуром в качестве управляющего директора учредил новую компанию – Decca Record Company Ltd.

По их расчетам, приобретение обойдется примерно в 660 000 фунтов стерлингов. Поскольку оборотный капитал составлял еще около четверти миллиона фунтов, Льюис и Бальфур знали, что им нужно собрать круглую сумму в 900 000 фунтов стерлингов. Но, как вспоминал Льюис, “Ради безопасности, а также потому, что казалось проще собрать миллион, чем девятьсот тысяч, мы решили увеличить сумму выпуска акций”.

Вскоре новая компания обзавелась авторитетным советом директоров под председательством сэра Джорджа Фаулера, главного судьи Кингстона-на-Темзе. Сэр Сигизмунд Мендл и сэр Стэнли Мэчин стали директорами. (В случае Мендла выбор был между Decca и компанией торгующей картофельными чипсами Smith's Crips, но жена отговорила его от последнего: “Не будь таким тупым”.)

Запуск Decca Records

Звукозаписывающая компания Decca начала свою деятельность 28 февраля 1929 года. В те первые дни бизнес создания высококачественных записей находился в зачаточном состоянии. В студиях Decca в Chenil Galleries на лондонской Кингс-роуд запись выступлений велась с помощью единственного микрофона, скрытого от музыкантов экраном, демонстрирующим сельские сцены. Но как раз в тот момент, когда молодая звукозаписывающая компания начала вставать на ноги, произошел обвал фондовой биржи на Уолл-стрит в 1929 году.

“Были предприняты все попытки сохранить ресурсы, - сказал Льюис, - но поскольку оборот был совершенно недостаточным, конец казался неизбежным, если не произойдут радикальные изменения”.

Льюис вошел в правление и выдвинул предложение снизить цены на пластинки Decca, чтобы отвоевать долю рынка у конкурентов HMV и Columbia. Когда эти две компании объединились в EMI в 1931 году, Decca воспользовалась этим, снизив свои цены.

Придерживаясь политики массового привлечения талантов, Льюис провел Decca через бурные воды 30–х годов, хвастаясь в рекламе, что у лейбла есть “Ведущие артисты и более низкие цены”. Хотя сделка с немецкой компанией Polyphonwerk предоставила Decca доступ к обширному каталогу классической музыки, она сфокусировала свой интерес на популярном рынке – желанный лидер группы Джек Хилтон стал крупнейшим артистом, кто подписал тогда контракт.

Американская Decca

Льюис воспользовался нестабильностью в звукозаписывающем бизнесе, чтобы обеспечить права Великобритании на американский лейбл Brunswick – сделка, которая привела в Decca таких известных американских исполнителей, как Эл Джолсон, Кэб Кэллоуэй, Братья Миллс, Сестры Босуэлл и Бинг Кросби. В свой каталог в США Decca добавила впечатляюще разнообразный отечественный состав, включающий Джорджа Формби, Оркестр гренадерской гвардии и Чарльза Холла.

Всегда осознавая необходимость расширения, Льюис приступил к созданию бизнес-базы в США. Когда заключить партнерские соглашения оказалось трудно, он просто решил самостоятельно основать американскую компанию Decca. Новая компания быстро зарекомендовала себя на принципах, аналогичных британской головной компании. Но в то же время, когда экономическая нестабильность, вызванная крахом Уолл-стрит, начала сходить на нет, на горизонте появилась новая опасность в виде нацистской Германии.

Военное время

В ожидании войны Льюис решил продать свои акции американской Decca, сосредоточившись исключительно на британском лейбле. В 1939 году на долю новой независимой американской Decca приходилось более трети всех проданных в США пластинок, и вскоре она выпускала около 135 000 дисков в день. С такими артистами, как Сестры Эндрюс, Бинг Кросби и Билли Холидей, американский лейбл вышел из военных лет чрезвычайно успешной и стабильной компанией. Впоследствии она стала частью одной из крупнейших развлекательных компаний в мире, после того как приобрела Universal-International в 1952 году, и позже стала частью MCA в 1962 году и, в конечном итоге, частью Universal Music Group.

Но вернемся в Британию, лейбл с десятилетней историей теперь работал прибыльно, располагая немалыми активами, разбросанными по всему Лондону – студиями в Уэст-Хэмпстеде, Новым Малденским прессовочным заводом и офисами на Брикстон-роуд, недалеко от крикетного поля Oval. Военные годы принесли с собой новые испытания – Льюис потерял свой дом во время бомбежки, а его офисы и фабрика также пострадали от прямых попаданий люфтваффе. Будучи всегда новатором, Decca обошла ограничения на поставки шеллака (на тот момент пластинки изготавливались из шеллака), предложив клиентам скидку на новые покупки, если они вернут ненужные старые пластинки, которые затем можно будет переработать.

Серия 10-дюймовых релизов Music While You Work была выпущена на заводах и в офисах, чтобы поднять боевой дух участников войны, в то время как связи с союзниками Великобритании открыли новые источники классической музыки из СССР, а также фантастический список исполнителей Brunswick imprint, в который вошли Фред Астер, Бинг Кросби, Джуди Гарланд, Дюк Эллингтон и The Ink Spots.

Компания также внесла неожиданный вклад в военные действия. Харви Шварц возглавил инженерные подразделения Decca по радио и телевидению в Лондоне. Он и Льюис были пионерами в разработке системы, известной как Navigator, которая использовала радиосигналы для целей навигации. В конечном итоге Адмиралтейство использовало Navigator как средство обнаружения и обезвреживания мин перед высадкой десанта в день "Д" (высадка союзников в Нормандии) . Превосходные исследовательские и опытно-конструкторские группы Decca внедрили ряд других технологических новшеств, что привело к тому, что West Hampstead studios пришлось в плане секретности обзавестись вооруженной охраной.

Новаторская технология звукозаписи

В свою очередь, необходимость военных действий вылилась в необходимость помогать в обучении экипажей распознавать вражеские подводные лодки, технология раздвинула границы того, что можно было воспроизвести на записи. Это привело к достижениям в производстве высококачественных грампластинок, на разработку которых в противном случае потребовались бы годы. Звукорежиссер Артур Хэдди осознал, насколько эта новая технология может принести пользу процессу записи и нарезки дисков. Запись в полном частотном диапазоне (FFRR) впервые была запущена в коммерческое использование в 1944 году.

Послевоенные годы были временем бума для Decca. После войны Льюис создал компанию Decca Navigator Company Ltd, которая могла похвастаться самой точной и надежной навигационной системой в мире; к 70-м годам этой системой пользовались около 30 000 судов и 8000 самолетов. Запуск в 1947 году Decola radiogram продолжил первоначальную традицию компании внедрять инновации в оборудование для домашнего прослушивания, благодаря легкому звукоснимателю и эллиптическому стилусу, обеспечивающему превосходное звучание – хотя и за 200 с лишним фунтов стерлингов. Тем не менее, Decca Records быстро становилась синонимом высококачественной записи и воспроизведения звука.

Конец 40-х и начало 50-х годов ознаменовались замечательными изменениями в звукозаписывающем бизнесе, не в последнюю очередь появлением в 1948 году долгоиграющих виниловых дисков со скоростью 33 1/3 об / мин, которые начали вытеснять стандартные шеллаковые пластинки со скоростью 78 об / мин. Благодаря сочетанию такой долгоиграющей технологии с инновационной технологией FFRR звук Decca стал синонимом качественных записей.

Хэдди также добивался успехов в области многоканальной записи, а также экспериментировал со все большим количеством микрофонов, используемых в необычных оркестровых составах. Молодой инженер по имени Рой Уоллес создал систему для использования множества микрофонов, прикрепленных к т-образной стойке, в результате чего Хэдди описал как “чертова рождественская елка”. Затем все это было пропущено через двухканальный входной микшер, создав то, что Хэдди назвал “бинауральным” звуком. К концу 50-х Decca внедрила полночастотный стереофонический звук (FFSS), и, поскольку Джон Калшоу теперь возглавлял отдел технических достижений, Хэдди и его инженеры возглавили процесс усовершенствования звукозаписи в Decca. Более тихие многодорожечные магнитофоны поддерживались системами шумоподавления Dolby. Эти методы великолепного звучания были в основном предназначены для классической аудитории, и с тех пор Decca Records остается лидером рынка классической музыки.

На переднем крае популярной музыки

К середине 50-х годов на рынке популярной музыки происходила революция иного рода, и, опять же, Decca была на переднем крае. Она могла похвастаться каталогом лейблов, специализирующихся на поп-музыке, включая RCA, Brunswick и Coral.

Ее лейбл в Брансуике в 1954 году выпустил хит “Rock Around The Clock” Билла Хейли и его группы Comets. Появление рок-н-ролла навсегда изменило индустрию звукозаписи, и в ближайшие десятилетия продажи пластинок подростковой аудитории взлетели до небес. Decca Records быстро подхватила Томми Стила, ведущего британского рок-н-роллера, который поднялся на первое место со своей версией ”Singing The Blues“, а затем Лонни Донегана, чей "Rock Island Line” вошел в Топ-10 хитов 1956 года.

Донеган был джазовым музыкантом, который возглавил повальное увлечение скиффлом, охватившее Британию. Скиффл сочетал в себе элементы джаза и блюза, но мог исполняться и на самодельных инструментах, таких как стиральная доска. Повальное увлечение скиффлом привело к появлению сотен новых групп по всей Британии, долгосрочный эффект от которых проявился во взрыве британских бит-групп в 1963-64 годах, почти все из которых получили свой первый опыт игры в группе благодаря skiffle.

Но хотя многие из этих молодых людей любили играть скиффл, их настоящей страстью был рок-н-ролл. И хотя такие доморощенные исполнители, как Томми Стил и Билли Фьюри, давали шанс услышать своих звезд, подростки всегда смотрели на Америку. Лондонский американский лейбл Decca представлял лучших исполнителей, записывавшихся у лучших независимых лейблов Америки, таких как Chess, Sun, Specialty и Tamla. Именно Decca Records и ее дочерние компании познакомили будущих звезд Британии с Чаком Берри, Джонни Кэшем, Эдди Кокраном, Бадди Холли, Джерри Ли Льюисом и Бо Диддли.

Лейбл , который отверг The Beatles…

Это история всем известна - ее можно было бы выпустить под эпиграфом "И на старуху бывает проруха". В канун Нового 1962 года бывшая группа skiffle из Ливерпуля, как известно, проходила прослушивание в Decca. То, что Decca отказала Beatles после того прослушивания, вошло в поп-фольклор, но они были не одиноки. Почти все звукозаписывающие компании Великобритании, включая EMI, где они в конечном итоге обрели известность, поступили точно так же. В то время у Decca был выбор между Битлз и Brian Poole And The Tremeloes, выбрав последнее, по крайней мере, частично из-за того, что они приехали из Лондона и, следовательно, облегчали жизнь всем в дальнейшей работе.

Кроме того, индустриальный север Англии в то время все еще считался культурным захолустьем, поэтому решение руководителя A & R Дика Роу не подписывать контракт с группой, существовавшей до Ринго, которая называлась Битлз, вряд ли можно было принять движением против течения.

Три крутых кота (версия антологии 1)

На заре 60-х поп-рынок находился в состоянии постоянного изменения. В результате ряда проблем (многие из них были поведенческими) рок-н-ролл шел на убыль, и музыкальный рынок становился все более непредсказуемым. А затем, в конце 1962 года, Decca добилась золота. Спродюсированный Джо Миком в его студии над магазином чемоданов на лондонской Холлоуэй-роуд, “Telstar” был взрывом из будущего, инструменталом, вдохновленным космической гонкой, изобилующим потусторонними звуками, созданными Миком в его экспериментальной самодельной студии.

The Tornados подняли его на вершину британских чартов. Но на этом все не закончилось. Сингл оказался настолько успешным, что не только возглавил британский чарт, но и занял 1-е место в США, чего ранее удавалось достичь лишь дважды британскому коллективу (и то в качестве одноразового хита). Вскоре британский бит-бум, который стал началом британского увлечения скиффлом, широко раскроет американский и мировой рынки для Decca.

... в конце концов они подписали контракт с Rolling Stones

Наряду с EMI, Decca была крупнейшей звукозаписывающей компанией в Великобритании. Но с подписанием контракта с Beatles, а за ними и с другими мерсибит-группами, такими как Силла Блэк, Gerry & The Pacemakers, EMI, казалось, уходит в отрыв и будет доминировать на поп-рынке. Если группа из Мерси не возглавляла чарты, то другой бестселлер EMI, Cliff Richard And The Shadows, набирал обороты и заменял их. По иронии судьбы, именно благодаря Beatles Decca дала отпор конкуренту после того, как Джордж Харрисон порекомендовал Майку Смиту из Decca подписать контракт с местной группой под названием The Rolling Stones. И, как будто этого было недостаточно, Леннон и Маккартни пожертвовали им свою песню “I Wanna Be Your Man”, которая заняла 12-ю строчку в британских чартах и положила начало карьере the Stones.

В то время как британские группы наращивали свои силы для вторжения в США, англо-американский гигант Decca продолжал поддерживать Великобританию выступлениями своих музыкантов в Штатах, в том числе из конюшни включая “Be My Baby" группы The Ronettes и “Da Do Ron Ron” группы The Crystals.

Тем временем Decca Records продолжали соперничать с EMI за лучшие образцы отечественного производства, забрав себе Рода Стюарта, Стива Марриотта, Лулу Тома Джонса, Джо Кокера, The Moody Blues и группу Вана Моррисона Them. Это был поистине золотой век как для Decca, так и для мира поп-музыки в целом, когда диски улетали с полок магазинах в каком-то бесконечном вихре. Срок службы одной пластинки не вечен, и Декка взяла штурмом радиоволны.

Конечно, публика, покупающая пластинки, еще не состояла полностью из молодежи, и Decca смогла добиться значительного успеха у более зрелых поклонников с такими музыкантами, как The Bachelors, Джим Ривз или Вэл Дуникан, в то время как альбом саундтреков The Sound Of Music возглавлял чарты альбомов Великобритании в общей сложности беспрецедентные 70 недель с 1965 по 68 год. Он стал вторым самым продаваемым альбомом за все десятилетие. И когда Beatles достигли новых высот со своими синглами “Strawberry Fields Forever” / "Penny Lane", Энгельберт Хампердинк из Decca сбросил их с первого места со своей приторно-сладкой “Release Me”.

Но по большей части история Decca – как и самой индустрии звукозаписи в целом – в 60-е годы была связана с трансатлантической конкуренцией, которая обогатила музыку (и карманы) всех ее участников. Brunswick запустила The Who, а Decca выпустила Small Faces. В свою очередь, их лицензионный бизнес добился большого успеха с The Rightous Brothers и The Byrds, прежде чем закрепиться на американском рынке R & B с такими исполнителями, как Отис Реддинг и Джеймс Браун.

Идем в ногу со временем

Чтобы идти в ногу с меняющимися временами, Decca Records запустила свой прогрессивный лейбл Deram в 1966 году для демонстрации поп-записей, сделанных с использованием “Deramic Sound” (панорамный звук Decca), что позволило инженерам создать более динамичное стереополе, разместив отдельные инструменты в их собственном пространстве внутри стереокартинки. Среди исполнителей - Дэвид Боуи (Decca выпустила его дебютный альбом), Кэт Стивенс, The Move и Procol Harum. The Moody Blues, Amen Corner и The Flowerpot Men пользовались успехом на лейбле, но к середине 70-х Deram использовался все реже и реже.

Когда в 60-е годы солнце успеха стало садиться, пейзаж неизмеримо изменился по сравнению с тем, который ранее казался таким невинным. Артисты и лейблы начали ссориться – у Decca и The Rolling Stones произошло знаменитое противостояние из-за обложки последнего альбома 1968 года Beggars Banquet (the Stones выбрали изображение общественного туалета с граффити). Пути The Stones и Decca разошлись на заре нового десятилетия.

Упустив Дэвида Боуи и Genesis между пальцами, Decca, тем не менее, все еще добивались огромных успехов с The Moody Blues, Caravan, Ten Years After и Brotherhood Of Man. Однако секторы классической музыки и музыки для легкого прослушивания, которым она долгое время доверяла, были невероятно процветающими, в то же время и бюджетная серия лейбла удерживала акции Decca Records на высоком уровне, знакомя новое поколение с чудесами своего завидного каталога.

60-е и 70-е годы принесли с собой расцвет звукозаписывающего лейбла нового типа, с новыми независимыми компаниями, такими как Virgin Ричарда Брэнсона и Island Криса Блэкуэлла, способными предложить своего рода родство с молодыми артистами-экспериментаторами, с которыми не могли сравниться более крупные организации, которым не хотелось возиться с "юными дарованиями". В 1979 году, спустя целых полвека после создания компании, Эдвард Льюис продал Decca голландскому конгломерату PolyGram. Почти сразу после того, как он завершил окончательную передачу компании, Льюис умер 29 января 1980 года в возрасте 79 лет.

Новый владелец, поддерживаемый Siemens, начал распродавать активы по частям - начиная с Navigator системы времен Второй мировой войны. Затем последовали прессовальный цех в Нью- Малдене и студии в Вест-Хэмпстеде.

Доминирующая классическая музыка

Но хотя Decca в значительной степени прекратила свое существование как поп-лейбл к концу 80-х (выпустив напоследок хиты Bananarama, Bronski Beat, The Communards и Fine Young Cannibals), как классический лейбл она продолжала процветать - и открывать новые горизонты. Именно в необычной форме музыкальной темы Би-би-си, посвященной Чемпионату мира по футболу 1990 года в Италии, открылась огромная аудитория классического исполнительства.

В качестве вступительных титров Decca выбрала запись Лучано Паваротти, исполняющего арию из "Турандот" Пуччини, и замечательное выступление тенора было наложено на игру футбольной команды Англии на поле. “Nessun Dorma” стал синонимом возрождения английского футбола после двух беспокойных десятилетий и, как таковой, принес оперу в массы. Когда была выпущена сделанная Decca запись концертного выступления трех теноров (Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса) на открытии турнира, она стала самым продаваемым классическим альбомом всех времен, проложив путь классическим исполнителям от Рассела Уотсона до Андреа Бочелли.

Decca доминировала на этом рынке – и продолжает это делать. К своему и без того знаменитому составу, включающему Кэтрин Дженкинс, Николу Бенедетти и Альфи Бо, в 2018 году они добавили надежду классической музыки за последнее время Шеку Канне–Мейсона, обеспечив ему мировую известность выступлением на громкой свадьбе принца Гарри и Меган Маркл, исполнив каверы на песни Боба Марли "No Woman No Cry и “Аллилуйя” Леонарда Коэна.

Прошло 95 лет с тех пор, как Эдвард Льюис объединил пластинки и граммофоны, чтобы создать компанию Decca. Братья Сэмюэл были более чем правы в том, что продажи пластинок скоро достигнут пика. Иногда требуется провидец, готовый положиться на интуицию, чтобы создать что-то выдающееся. Эдвард Льюис сделал именно это.

===============

И как всегда спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.