Игумен Никон Воробьев является учителем и духовным руководителем современного богослова Осипова А.И.
Кроме этого, ценя и изучая духовное наследие святителя Игнатия Брянчанинова, он как бы является «мостиком», открывшим для современных христиан наследие этого великого духовного писателя.
Сам игумен Никон оставил не такое большое литературное наследие, но в его мыслях заключается большая мудрость, переданная нашему поколению от святых отцов прошлых веков.
И то предсказание, которое будет приведено ниже, это тоже не собственно предсказание игумена Никона. Он обобщает святоотеческий опыт, обращенный к будущим поколениям христиан.
Вот это предсказание:
«Нашему поколению Господом допущен путь, предсказанный давно: вера и безропотное терпение скорбей и болезней».
Давайте его разберем подробно.
Итак, первое, что указано в этом «пути» - это то, что касается всех христиан, независимо от времени в котором они живут. Это – вера.
Без нее нет вообще никакого пути, и нет спасения ни на каком-либо из других путей – это понятно.
А вот вторая половина приведенного высказывания уже касается нас напрямую в специфике современных нам условий жизни.
«Безропотное терпение скорбей и болезней…»
Обратите внимание: болезни выделены в отдельный род скорбей, что прошлыми поколениями святых отцов делалось не так часто.
Да именно нашему поколению с его слабым духовным стержнем и слабым настроем на духовные испытания и скорби – чаще и гуще посылаются именно физические болезни.
Увы – это признак общего вырождения человечества и христианства как такового. Выносить тяжкие духовные гонения, непосредственно страдания за Христа – это уже не наш удел.
Во всяком случае, не удел среднего современного «теплохладного» христианина. Поэтому – нам физические болезни…
Но вы обратили внимание – при каком условии они станут благодатны для нас?
Только при условии «безропотного» их перенесения.
И именно в этом будет заключаться наше именно христианское отношение к болезням, которое и позволит им стать для нас благодатными.
Да – именно так.
Прошлые поколения христиан безропотно терпели мучения и гонения за Христа до самой смерти, нам попущено – безропотное терпение болезней и немощей старости (как это добавлял в другом месте игумен Никон).
Но способны ли мы хотя бы к этому?
Увы – и это большой-большой для нас вопрос.
Вспомните самую недавнюю свою болезнь. Как вы себя вели в ней? Разве не задавали вопроса: за что? Почему? Что я такого сделал(а)?.. Неужели нельзя было меня вразумить или даже наказать по-другому?..
Но любой из этих вопросов, как минимум, выражает наше подсознательное несмирение.
Именно потому, что мы кажемся себе достойными безболезненной жизни, мы и задаем подобные вопросы.
А от этих вопросов буквально один шаг до ропота.
И он чаще всего и происходит. Стоит только болезни усилиться и перейти некие, определенные нами самими рамки, как мы начинаем роптать.
«Невыносимость» болезни – вот что делает нас несмиренными и ропщущими. И мы даже не замечаем, что сами становимся себе судьями, определяя по собственной же субъективнейшей шкале меру страданий, которые готовы вынести и эту черту, за которой они становятся «невыносимыми».
К физическим страданиям и ропоту от них иногда еще добавляется и духовный ропот. Нам унизительно страдать теми же болезнями, что и окружающие нас неверы и язычники. Это удар по нашему самолюбию.
Увы – это еще и говорит о нашей духовной гордыне.
А ведь все святые в отцы во все предыдущие поколения говорили, что надо быть не просто неропчущим и смиренным во время скорбей и болезней.
Для христианина – это мало. Этого слишком мало. Этого состояния вполне способны достигнуть и неверы.
Надо быть – благодарным за посылаемые нам Богом скорби и болезни.
Вот – настоящий признак христианина.
Но – увы! – это уже не для нас. Мы уже слишком выродились и охладели в своей вере.
Да – именно так. Поэтому святые отцы через игумена Воробьева и понизили нам «планочку».
Не можете быть благодарными – хотя бы не ропщите, а просто терпите.
Дай нам, Господи, быть хотя бы такими!