Найти тему
Книжич

3 неустрашимых храбреца из советских кинокартин, превзошедшие американских супергероев

Оглавление

Супергерои — явление, характерное в основном для западной культуры. Объединяют их способности, недоступные обычным людям, стремление к анонимности — многие супергерои носят маску — а также желание наносить добро и причинять справедливость.

Ни первое, ни второе качество российскому менталитету несвойственны. Наши люди скрываются, если пакостят, а не когда творят добрые дела. Возможно и потому, что доверяют друг другу.

Помните эту сценку из «Королевы Бензоколонки»?

— Гора сигналов!
— А кто пишет?
— Аноним!
— Дал же бог фамилию!

Назвать супергероями членов моей подборки можно очень условно. Они не умеют летать, поднимать одной левой многотонные самосвалы, в момент ярости у них не отрастают железные когти… Да и масок не носят. Но некоторые «усиленные» качества имеются и у них. А так как желание наносить добро и причинять справедливость свойственно также и людям, живущим на постсоветском пространстве, его я и взяла за отправную точку советского «супергероизма».

Отто фон Штирлиц, «17 мгновений весны»

Кто не слышал абсурдных анекдотов про Штирлица! Их авторы высмеивают непробиваемое хладнокровие разведчика и умение глубоко анализировать ситуацию. Но есть у него ещё один талант — умение высыпаться за тридцать минут.

Десять минут тому назад Штирлиц остановил машину. Он почувствовал, что засыпает за рулём. Кончались вторые сутки, как он был на ногах. Он решил, что должен поспать хотя бы полчаса, иначе он не доедет до Берлина. Прошло десять минут. Он спал глубоко и спокойно. Но ровно через двадцать минут он проснётся.

Я считаю, что умение подолгу не спать, сохраняя трезвый ум — и есть главная сверхспособность Штирлица. Обычные люди от недосыпания становятся или вялыми, или агрессивными, или вообще теряют разум. Вспомяните страшный рассказ Антона Чехова (врача!) — «Спать хочется». А Штирлиц продолжает вести себя адекватно, активно борется с Третьим Рейхом, состязается в словесной дуэли с Мюллером и спасает радистку Кэт!

То самое выражение лица, когда увидел прикуриватель
То самое выражение лица, когда увидел прикуриватель

Фёдор Сухов, «Белое солнце пустыни»

Именно красноармеец Сухов — мой любимый советский «супергерой». Его способности, точнее, особенности характера, помогающие выпутываться из всех передряг — неиссякаемое жизнелюбие и крестьянская сноровистость, которую мы часто видим у персонажей русских сказок. Именно благодаря этим качествам, Сухов практически в одиночку совершает подвиг.

— Ты чего молчишь?
— Язык берегу.
— Тебя как, сразу прикончить, или желаешь помучиться?
— Лучше, конечно, помучиться…

А как быстро он реагирует! Это заметно в эпизоде знакомства с Верещагиным, когда тот бросает Сухову для «прикурить» шашку динамита. Он лишь слегка удивился, и только. Я бы так расшифровала его взгляд: «Хм, а ничего другого нет, да?» Глянув на Верещагина цепко и насмешливо, Сухов без суеты прикуривает папиросу и выбрасывает шашку.

-3

Сан Саныч, «Не бойся, я с тобой»

Способности предыдущих героев, хотя и преувеличены, но реалистичны. В критических ситуациях у любого человека меняется восприятие, и он в буквальном смысле слова может показывать чудеса скорости, реакции и выдержки. А если у него тренированное тело и ум, «чудеса» будут тем более поразительными.

Но Сан Саныч из фильма «Не бойся, я с тобой» — гипертрофированный персонаж. И это не удивительно: фильм всё-таки комедийный. Но это утрирование не делает его менее обаятельным героем.

Будучи индусом и факиром, Сан Саныч обладает целым букетом сверхспособностей: это и выдержка, и владение боевыми искусствами, и талант гениального педагога… Как ловко он перевоспитал целую толпу бандитов! Но вишенкой на торте его талантов является… вещий дар 😂 У Сан Саныча просто невероятный нюх на неприятности!

— А зачем столько барахла?
— Потому что я еду с тобой. Без меня ты пропадёшь. Тебя каждый может обидеть.

И ведь прав оказался, чертяка! Герои действительно вляпались в неприятности! Правда, изначально благодаря Сан Санычу.

Впрочем, не буду раскрывать сюжет. Вдруг вы не видели этот фильм? В таком случае обязательно посмотрите — хорошее настроение вам гарантировано.

Возможно, моя подборка не показалась вам достойным противопоставлением американским супергероям. Тогда подумайте вот о чём: все эти кошки-мошки, пауки-индюки — по сути есть мерисьюшные персонажи. Придуманы они в 30-х годах и первоначально, по-видимому, для детской аудитории. Потому-то их гипертрофированные качества никого не смущали. Когда же в 70-х годах появился термин Мери-Сью, было поздно. Супергерои, в отличие от обычных персонажей, получили вечный допуск к мега-супер-дупер-способностям — автору достаточно лишь придумать необычную кличку, всучить маску и костюм — и не нужно стараться, придумывая реалистичные обстоятельства. Всё это может казаться забавным, но как уж очень… инфантильно.

В Советском Союзе в военное и послевоенное время было слишком много живых примеров героизма, чтобы обывателю — даже ребёнку — всерьёз понравилось наблюдать за приключениями акробата в маске. Взять хотя бы Константина Недорубова — ветерана двух мировых войн, в одиночку повязавшего 52 австрийцев. О его подвигах можно песни слагать, а ведь он не герой фильма — реальное историческое лицо.

Засим прощаюсь.

О храбрецах из советских кинолент рассказывала Юлия Клыкова.

-4