На канале "Книжные раскопки" - продолжение серии статей про шпаги и рапиры (ссылка на предыдущие внизу).
Где-то в начале 17 века в Испании придумали рапиру с новым типом эфеса — то, что мы называем испанской чашкой, а сами испанцы - espada ropero de taza или de cazoleta.
Несмотря на созвучие с русским тазом, основное значение taza - чашка (хотя и таз и миска тоже), cazoleta - снова чашка, а второе значение на этот раз — тарелка. Сами испанцы употребляют оба варианта как синонимы, часть наших переводчиков считает, что полную чашку правильнее называть taza, а неполные чашки, уплощенные чашки фламандского типа и плоские чашки смолсвордов (уставных и камзольных шпаг) - cazoleta.
Не знаю, ставил ли кто-нибудь такой эфес на рубяще-колющий клинок (бывает все, вплоть до меча правосудия с эфесом от офицерской шпаги - и это не причуда музейщиков), но в музеях это именно колющие рапиры. Самый широкий клинок с указанием ширины, который мне встретился - 28 мм. Самый узкий - 16 мм. Длина клинка — обычно 90-105 сантиметров. Распространены были, в основном, в Южной Европе — Испания, Италия, существенно меньше в Северной, хотя рапиры немецкого производства встречаются.
По типологии Пелаес-Валле это типы V, W и X, причем в этой статье речь пойдет в основном о последнем.
Делались рапиры с такими эфесами почти на любой кошелек. Начнем с более простых вариантов.
Длина 1188 мм, клинок 1080 мм, вес 907 граммов. Перекрестье 292 мм, чашка 133 мм.
Клинок был сделан в Золингене, для чашки указана Испания, но, по существу, в данном случае это значит только то, что на испанской чашке не указано место производства. Которое может быть как Испанией, так и Северной Италией, или, хотя куда менее вероятно, тем же Золингеном. А следующий экспонат — уже почти точно из Толедо (если не подделка, конечно). И надо приглядываться, чтобы не перепутать.
Длина 1219 мм, вес 931 грамм. Перекрестье 279 мм, чашка 140 мм.
Плюс-минус сантиметр размеры эфеса, плюс-минус два сантиметра — длина клинка. Просто, качественно, и очень эффективно, особенно для дуэли — обратите внимание на вес, ни о каких 1400-1700 граммах длинных рапир "предыдущего поколения" речи нет.
Хочется еще легче? Можно.
Длина 1165 мм, клинок 1050 мм, вес 794 грамма. Перекрестье 298 мм, чашка 133 мм.
Снова золингеновский клинок и эфес неизвестного производства. Зато вес в 800 граммов — это, конечно, не 600-700 граммов смолсворда-современника, но уже близко. И сантиметров на 10 длиннее.
Но не все склонны к полной простоте. Кто-то хочет и гравировку на чаше.
Длина 1181 мм, клинок 1061 мм, вес 765 граммов. Перекрестье 292 мм, чашка 146 мм. В этот раз — Испания. И еще чуть легче.
Кстати, если обратили внимание — все чаши "честные", без закраины — ловушки для рапиры противника. Сложно сказать, насколько серьезно было это требование для дуэлей и было ли оно вообще — или все ограничивалось требованием равенства оружия, в том числе и по эфесу. Но зачастую, ловушкой снабжены более богатые эфесы.
Длина 1146 мм, ширина клинка 18 мм, вес 825 граммов. В этот раз клинок итальянский.
Вот такой бортик-ловушка крупнее. Не знаю, можно ли им было сломать кончик рапиры противника, но во владельца этот кончик точно бы не соскользнул.
Длина 1200 мм, клинок 1099 мм, вес 1162 грамма. Перекрестье 286 мм, чашка 140 мм.
Испания. И, хотя кажется что этим клинком можно попытаться нанести рубящий удар — наверное, не стоит. Ширина не превышает 25 миллиметров.
Еще богаче отделанный вариант — на этот раз толедский клинок с эфесом из Милана, около 1670 года.
Длина 1125 мм, вес 795 граммов. Перекрестье 257 мм, чашка 127 мм. Мастера: клинок — Франциско Руис (старший или младший — неизвестно) из Толедо, эфес — Франческо Мария Риволто из Милана.
А вот так эфес выглядит изнутри.
И подпись мастера снаружи.
Напоследок — еще один великолепный испанский образец, с которого началась эта статья.
Это самый длинный экспонат из перечисленных - 1270 мм, клинок 1149 мм, вес при этом 907 граммов. Перекрестье 260 мм, чашка 137 мм.
Заодно это и пролог к рапирам с полностью резными чашками, неполными чашками и эфесами бильбо (типы Y и Z), дуэльным парам и всему прочему, до чего я еще не добрался здесь. В том числе и о дворянских шпагах 18 века — от предметов ювелирного искусства до пытающихся сохранить функциональность.
Другие статьи о шпагах и рапирах на канале:
Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!