Найти тему
Книжные раскопки Kopist

В испанском стиле - рапиры с полной чашкой, 17 век

На канале "Книжные раскопки" - продолжение серии статей про шпаги и рапиры (ссылка на предыдущие внизу).

Где-то в начале 17 века в Испании придумали рапиру с новым типом эфеса — то, что мы называем испанской чашкой, а сами испанцы - espada ropero de taza или de cazoleta.

Испания, 17 век. Фото — музей Метрополитен, CC0
Испания, 17 век. Фото — музей Метрополитен, CC0

Несмотря на созвучие с русским тазом, основное значение taza - чашка (хотя и таз и миска тоже), cazoleta - снова чашка, а второе значение на этот раз — тарелка. Сами испанцы употребляют оба варианта как синонимы, часть наших переводчиков считает, что полную чашку правильнее называть taza, а неполные чашки, уплощенные чашки фламандского типа и плоские чашки смолсвордов (уставных и камзольных шпаг) - cazoleta.

Пример неполной чашки. Италия, около 1650. Фото — музей Метрополитен, CC0
Пример неполной чашки. Италия, около 1650. Фото — музей Метрополитен, CC0

Не знаю, ставил ли кто-нибудь такой эфес на рубяще-колющий клинок (бывает все, вплоть до меча правосудия с эфесом от офицерской шпаги - и это не причуда музейщиков), но в музеях это именно колющие рапиры. Самый широкий клинок с указанием ширины, который мне встретился - 28 мм. Самый узкий - 16 мм. Длина клинка — обычно 90-105 сантиметров. Распространены были, в основном, в Южной Европе — Испания, Италия, существенно меньше в Северной, хотя рапиры немецкого производства встречаются.

По типологии Пелаес-Валле это типы V, W и X, причем в этой статье речь пойдет в основном о последнем.

По Пелаес-Валле, 1983
По Пелаес-Валле, 1983

Делались рапиры с такими эфесами почти на любой кошелек. Начнем с более простых вариантов.

Середина 17 века, Германия, Испания? Фото — музей Метрополитен, CC0
Середина 17 века, Германия, Испания? Фото — музей Метрополитен, CC0

Длина 1188 мм, клинок 1080 мм, вес 907 граммов. Перекрестье 292 мм, чашка 133 мм.

Клинок был сделан в Золингене, для чашки указана Испания, но, по существу, в данном случае это значит только то, что на испанской чашке не указано место производства. Которое может быть как Испанией, так и Северной Италией, или, хотя куда менее вероятно, тем же Золингеном. А следующий экспонат — уже почти точно из Толедо (если не подделка, конечно). И надо приглядываться, чтобы не перепутать.

Испания, середина 17 века. Фото — музей Метрополитен, CC0
Испания, середина 17 века. Фото — музей Метрополитен, CC0

Длина 1219 мм, вес 931 грамм. Перекрестье 279 мм, чашка 140 мм.

Плюс-минус сантиметр размеры эфеса, плюс-минус два сантиметра — длина клинка. Просто, качественно, и очень эффективно, особенно для дуэли — обратите внимание на вес, ни о каких 1400-1700 граммах длинных рапир "предыдущего поколения" речи нет.

Хочется еще легче? Можно.

Германия, Испания? Середина 17 века. Фото — музей Метрополитен, CC0
Германия, Испания? Середина 17 века. Фото — музей Метрополитен, CC0

Длина 1165 мм, клинок 1050 мм, вес 794 грамма. Перекрестье 298 мм, чашка 133 мм.

Снова золингеновский клинок и эфес неизвестного производства. Зато вес в 800 граммов — это, конечно, не 600-700 граммов смолсворда-современника, но уже близко. И сантиметров на 10 длиннее.

Но не все склонны к полной простоте. Кто-то хочет и гравировку на чаше.

Испания, середина 17 века. Фото — музей Метрополитен, CC0
Испания, середина 17 века. Фото — музей Метрополитен, CC0

Длина 1181 мм, клинок 1061 мм, вес 765 граммов. Перекрестье 292 мм, чашка 146 мм. В этот раз — Испания. И еще чуть легче.

Кстати, если обратили внимание — все чаши "честные", без закраины — ловушки для рапиры противника. Сложно сказать, насколько серьезно было это требование для дуэлей и было ли оно вообще — или все ограничивалось требованием равенства оружия, в том числе и по эфесу. Но зачастую, ловушкой снабжены более богатые эфесы.

Италия, Испания? Последняя треть 17 века. Фото — Уоллес коллекшен, CC-BY
Италия, Испания? Последняя треть 17 века. Фото — Уоллес коллекшен, CC-BY

Длина 1146 мм, ширина клинка 18 мм, вес 825 граммов. В этот раз клинок итальянский.

Вот такой бортик-ловушка крупнее. Не знаю, можно ли им было сломать кончик рапиры противника, но во владельца этот кончик точно бы не соскользнул.

Испания, около 1650. Фото — музей Метрополитен, CC0
Испания, около 1650. Фото — музей Метрополитен, CC0

Длина 1200 мм, клинок 1099 мм, вес 1162 грамма. Перекрестье 286 мм, чашка 140 мм.

Испания. И, хотя кажется что этим клинком можно попытаться нанести рубящий удар — наверное, не стоит. Ширина не превышает 25 миллиметров.

Еще богаче отделанный вариант — на этот раз толедский клинок с эфесом из Милана, около 1670 года.

Испания. Италия, около 1670. Фото — музей Метрополитен, CC0
Испания. Италия, около 1670. Фото — музей Метрополитен, CC0

Длина 1125 мм, вес 795 граммов. Перекрестье 257 мм, чашка 127 мм. Мастера: клинок — Франциско Руис (старший или младший — неизвестно) из Толедо, эфес — Франческо Мария Риволто из Милана.

А вот так эфес выглядит изнутри.

Испания. Италия, около 1670. Фото — музей Метрополитен, CC0
Испания. Италия, около 1670. Фото — музей Метрополитен, CC0

И подпись мастера снаружи.

Испания. Италия, около 1670. Фото — музей Метрополитен, CC0
Испания. Италия, около 1670. Фото — музей Метрополитен, CC0

Напоследок — еще один великолепный испанский образец, с которого началась эта статья.

Испания, около 1650. Фото — музей Метрополитен, CC0
Испания, около 1650. Фото — музей Метрополитен, CC0

Это самый длинный экспонат из перечисленных - 1270 мм, клинок 1149 мм, вес при этом 907 граммов. Перекрестье 260 мм, чашка 137 мм.

Заодно это и пролог к рапирам с полностью резными чашками, неполными чашками и эфесами бильбо (типы Y и Z), дуэльным парам и всему прочему, до чего я еще не добрался здесь. В том числе и о дворянских шпагах 18 века — от предметов ювелирного искусства до пытающихся сохранить функциональность.

Другие статьи о шпагах и рапирах на канале:

Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!