Много раз в военных фильмах показывали, как военно-санитарные поезда спасали раненых. Особенно ярко это запомнилось мне в фильме «Офицеры».
Но там больше показаны обычные вагоны, переоборудованные для работы медиков и под палаты. А здесь обычный внешне зелёный вагон слева на входе в парк, внутри выглядит по-особенному.
Его построили в 1930-х годах в Калинине (Твери), до наших дней сохранился только этот санитарный вагон с давних времён Великой Отечественной войны. Именно в таких вывозили раненных с фронтов в эвакогоспитали глубокого тыла.
По волго-уральским городам размещено множество мемориальных досок. На одной только Рязанско-Уральской железной дороге в войну курсировали три санитарных эшелона. Санитарные поезда были заметной мишенью и часто погибали во время бомбардировки. А вот в послевоенное мирное время в них пропала надобность надобности. Поэтому можно считать чудом и большой удачей, что такой санитарный вагон уцелел до 1990-х годов в каком-то захудалом депо Приволжской железной дороги.
Когда был построен музей на Соколовой горе, его в 1999 году перевезли сюда. И теперь это небольшой, но такой ценный музей. Когда мы зашли в вагон, смотрительница включила нам аудиозипись, которая трогала до глубины души. Не знаю, как внуку, но мне все было в нем интересно. Я периодически привлекала внука посмотреть тот или иной экспонат – все же патриотизм надо воспитывать. Смотрительница несколько раз подходила к нам, чтобы обратит внимание на какой-то уникальный момент в записи или экспонат.
Судя по фильму «Офицеры», видно, что в санитарном поезде были разные по специализации вагоны. Одни в виде плацкарта служили в чистом виде палатами, другие использовались, как операционные и реанимации. Здесь же вагон - аптека-перевязочная, где непосредственно оказывали медпомощь раненным.
Далее помещение автоклавной, где хранили медицинский инструмент и проводили его стерилизацию, как в котле, разогретым до 300 градусов плотным паром.
Конечно, во время войны была антисанитария – ну где взять достаточно антисептиков, как быстро в полевых условиях обработать сложные раны, а потом еще и сделать сложную операцию. Не раз слышала, что процент удачных операций в полевых госпиталях Красной Армии был очень высоким.
В конце вагона в коридоре – койки, куда раненых помещали ненадолго, как реанимация, что ли.
А еще и должны были быть пара купе для бригад.
На стене висела заполненная карточка раненого бойца, впечатляющая своей простотой и продуманностью, в центре плаката. И еще много других фотографий тех времен..
А еще я узнала, что начальником военно-санитарного поезда № 87 был майор медицинской службы Павел Кондратьевич Табаков (отец народного артиста СССР Олега Павловича Табакова).
Так завершилась наша первая экскурсия в Парке Победы. Потом мы отправились дольше гулять.
Буду благодарна вашим лайкам и комментариям.
Подписывайтесь - будет много интересных публикаций.