Найти в Дзене
КиноБуква

Российская музыкальная драма «Жги!» - как тюремный надзиратель стала оперной певицей

Оглавление

Чем-то напоминает историю Золушки из российской глубинки. Правда современный вариант – это такая сказка для взрослых, где по законам жизни не могут быть счастливы все. Такова уж наша действительность.

Фильм, который является полнометражным дебютом в качестве режиссера актера Кирилла Плетнёва, в основе имеет реальную историю. Правда случилась она не в России.

В 2013 англичанка Сэм Бэйли победила в десятом сезоне известного музыкального телешоу «The X Factor». До того, как стать известной на всю страну и выпустить студийный альбом, Сэм работала надзирательницей в мужской тюрьме.

Как и Алевтина Романова из городка Апрельск.

🎬Жги! (2017)

Кадр из фильма «Жги!», 2017 год, режиссер Кирилл Плетнёв
Кадр из фильма «Жги!», 2017 год, режиссер Кирилл Плетнёв

Алевтина Петровна (Инга Оболдина) трудится надзирателем в женской исправительной колонии. Несмотря на свое милое прозвище среди коллег «Ромашка», Алевтина относится к той категории женщин, которых со спины можно принять за мужчину. Алевтина давно забросила себя. Она грубая, всюду ходит в униформе, не улыбается, не красится. Она не помнит, что такое быть женщиной. Мужская походка, мужской взгляд на вещи. Хмурая снаружи, хмурая внутри.

При этом у Ромашки муж и взрослая дочь. Муж, честно говоря, имеет все шансы быть причисленным к абьюзерам – жену он ни во что не ставит, её работа его раздражает, ибо «баба должна дома сидеть и борщи варить». Никакого уважения, заботы или нежности. Алевтина – мебель, к тому же не очень эргономичная, то и дело рискует вставить слово поперёк.

Но есть у Алевтины тайная страсть с детства – петь. Страсть, всеми силами и средствами подавляемая. А ну что скажут в Апрельске? А мужа эти песни вообще бесят. А ну и не надо, так и помру глубоко несчастной в скромности, всю жизнь мечтала работать в тюрьме.

Алевтина пела с детства, причем на той же сцене в колонии, под аккомпанемент бабушки - преподавателя по сольфеджио, которая и учила её вокалу, пока не умерла. Ощущение, что сразу после этого Ромашка стала работать надзирателем, другого пути будто и не было.

И вот на день рождения (40 лет) и накануне выхода на пенсию, семья и сослуживцы дарят ей караоке, уговаривая в духе «спой, цветик, не стыдись, ну что ты ломаешься». А Алевтина не ломается. Просто нет рядом людей, способных отнестись к её мечте по-человечески, с душой. И петь на потеху, когда начальник колонии Иваныч (Владимир Ильин) подливает водки мужу Сергею (Алексей Шевченков), а дочь Шурка (Екатерина Агеева) и подруга, тоже надзиратель колонии Вера (Анна Уколова) прыгают по комнате с дурацкими шутками – как-то не хочется. И Алевтина не поет.

«— В декларации независимости Америки сказано, что каждый человек имеет право на жизнь, свободу и стремление к счастью.
— Мы не в Америке».

Но оставшись одна, от тоски и одиночества, она в полную силу дает «Старинные часы» Аллы Пугачёвой. И на следующий день просыпается знаменитой. Кто-то снял видео, выложил его в сеть, и песня в исполнении никому не известной тюремщицы набрала миллион просмотров.

Тут-то и начинается основное действие в двух актах под названиями «как стать звездой, но при этом не потерять мужа и уважение знакомых» и «как избежать насмешек заключенных колонии, но стать счастливой».

К Алевтине прикатила Оля Бузова в роли Оли Бузовой с приглашением принять участие в конкурсе талантов. Не буду пересказывать весь фильм, а то будет не интересно, скажу лишь, что Ромашке, абсолютно не готовой к конкурсу, большой сцене и телевидению, потребовалась помощь специалиста по вокалу. И им стала одна из заключенных Мария Стар, бывшая оперная певица (Виктория Исакова). Но у Марии есть свои условия. И женщины заключают сделку.

«— Ты поешь как баба. Надежда Кадышева, блин, ансамбль «Золотое кольцо».
— Охренела что ли совсем?
— Это ария женщины, из-за которой мужики погибали. Это Италия, это страсть, порода. <…> Флория Тоска, женщина, чью арию ты поешь, имела выбор: или жить в несвободе, или умереть. Она выбрала второе, потому что это другое качество жизни, духа».

У Плетнёва, несмотря на определенные недочеты, получилось вполне приличное кино. Кино скорее женское. Здесь много мужских персонажей в негативном свете – муж, начальник колонии, надзиратели. Здесь переломанные судьбы - и зэчек (где во главе угла, конечно, трагедия Марии), и самой Алевтины. Здесь такая суровая правда жизни, чуть приукрашенная музыкой, возможностью быть собой через уникальный голос, через талант, до которого вообще никому нет дела, кроме бывшей оперной певицы, которая сидит за убийство мужа.

Это фильм о тюрьме физической, в прямом значении, и тюрьме душевной, личной. И выйти на свободу одинаково важно в обоих случаях.

«Да нет ничего страшнее, когда слабый получает власть над беззащитным».

Главный плюс фильма помимо сюжета: Инга Оболдина и Виктория Исакова. Просто браво.

Оболдина за роль Ромашки получила приз «За лучшую женскую роль» на XXVIII кинофестивале «Кинотавр». Роль Марии Плетнёв писал под Ксению Раппопорт, но Исакова смотрится очень органично и это, на мой скромный взгляд, одна из самых запоминающихся ролей в её карьере. Конечно, оперные арии ни та, ни другая, не поют. В фильме звучит голос солистки оперы Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Ирины Ващенко.

Кадр из фильма «Жги!», 2017 год, режиссер Кирилл Плетнёв
Кадр из фильма «Жги!», 2017 год, режиссер Кирилл Плетнёв

Главный минус: приглашенные звёзды.

Их «игра» поражает своей бесталанностью. Хотя, наверное, они и не играли, просто были сами собой)). Помимо Бузовой – певцы Дима Билан, Лариса Долина, Ева Польна и Кети Топурия, ведущие Антон Комолов и Ольга Шелест, актер Константин Крюков. Ну и как всегда фальшивая Саша Бортич. Хочется сказать, что в роли Саши Бортич, но на самом деле – дочери проверяющей колонии Сысоевой (Татьяна Догилева).

Часть, когда Алевтина на конкурсе, из-за наличия вот этих вот товарищей выглядит слабее, чем должна бы по смыслу. Ведь момент драматичный во всех отношениях, а ощущение, что ты смотришь какое-нибудь шоу вроде «Голос». Мне это мешало и впечатление подпортило, увы.

А вы смотрели «Жги!»? Как вам, понравился фильм, или Кирилл Плетнёв лучше, как актер, чем как режиссер?