Добрался наконец-таки до последней (на этой раз точно) части похождений бравого расхитителя гробниц Генри Джонса-младшего, в простонародье - Индианы Джонса. Что ж, отложенный на полгода просмотр возымел свой эффект - я был готов к тому, что это уже вовсе не классическая трилогия Стивена Спилберга и даже не четвёртая часть (которая при всей критике лично мне нравится, а на фоне пятой вообще обладает множеством достоинств).
«Индиана Джонс и колесо судьбы» - это симулякр, т.е. копия того, чего не существует. Фильм лишь внешне и лишь на первый взгляд кажется тем самым «Индианой…». Например, открывающая сцена с омоложенным с помощью компьютерной графики Харрисоном Фордом - это в принципе классические приключения доктора Джонса: снова охота за загадочным артефактом, снова противостояние нацистам.
Снято довольно бодро и даже настраивает на позитивный лад. Однако по факту это - самая динамичная сцена фильма. Возможно, сие вызвано тем, что когда сюжет ленты переключается на 80-летнего Индиану, то правдоподобные сцены действия для него толком и не придумали.
Нет, я не из тех, кто воротит нос от пенсионеров (из которых только песок сыпется) на ролях героев, которые ещё могут. Напротив, поскольку я рос на всех этих фильмах 80-х и 90-х, мне нравится этот ностальгический вайб и ощущение, что любимые герои детства ещё на многое способны. Старая школа, все дела.
Здесь же, несмотря на приличное количество сцен действия, только в упомянутой заглавный персонаж ощущается ведущим героем. В остальном после появления в сюжете героини Фиби Уоллер-Бридж её персонаж сильно перетягивает одеяло на себя.
Так что проблема нового «Индианы…» не в возрасте персонажа, благо в четвёртой части 65-летнего Форда как-то умудрились показать вполне себе экшн-героем. Но там у руля оставался Стивен Спилберг, а одним из сценаристов был автор персонажа Джордж Лукас. Т.е. «Индиану Джонса и Королевство хрустального черепа» делали люди, имевшие самое прямое отношение к изначальному созданию героя и, надо полагать, что-то в нём понимающие.
Можно сколько угодно ругать клюкву и антисоветчину в четвёртом фильме (хотя это простительные вещи для западного человека искусства), но кино шло по правильным рельсам. Спилберг не был бы Спилбергом, если бы не поставил в центр сюжета семейные ценности: в третьей части Индиана Джонс выяснял отношения со своим отцом, а в четвёртой оказывается, что отцом теперь является он сам, и в напарники герой получает собственного сына.
При этом Индиана Джонс оставался ощутимо ведущим героем, а его сын - персонажем второго плана.
В новой части всё с точностью до наоборот: героиня Уоллер-Бридж (не запомнил её сюжетное имя) фактически двигает сюжет, а старенький Джонс у неё на подхвате. При этом перемена мест в сюжете отнюдь не равнозначная.
Во-первых, Уоллер-Бридж банально не хватает голливудской харизмы Харрисона Форда. Форд из того поколения экшн-героев, когда имели значение фактура, природное обаяние и умение играть главных героев (в том смысле, что быть безоговорочным лидером в кадре).
Ничего подобного у экранной партнёрши Форда нет в принципе, несмотря на её прямые заявления прямо по ходу развития сюжета об успешности, независимости и красоте. Видимо, по мнению создателей фильма именно так и ведут себя успешные, независимые и красивые люди: прямо заявляют об этом.
Во-вторых, ведущий женский персонаж с моральной точки зрения банально отталкивающий. В момент знакомства с Джонсом она ему врёт, а чуть позже, когда по сюжету на героев нападают вооружённые приспешники главного злодея, обворовывает Индиану и запирает его в помещении вместе с бандитами, отрезая путь к отступлению. Т.е. фактически обрекает героя на гибель, делая это довольно легкомысленно и из личных корыстных побуждений.
Тут сразу возникает резкий контраст между героями: Индиана Джонс расхищал гробницы, но делал это во имя науки и не для личного богатства, а для обогащения музеев новыми экспонатами. А в миру персонаж работал преподавателем. Тогда как героиня Уоллер-Бридж всё это делает ради продажи редких вещиц на незаконном аукционе.
И всё бы ничего, если бы сюжет придумал для неё какое-то развитие и моральное перевоплощение, но нет; перед зрителем просто сразу ставят готовую личность, которая за время действия ленты не меняется, однако волею сценариста имеет в сюжете ведущую роль и даже крадёт финал ленты (об этом ниже).
В-третьих, в контексте теперь уже пенталогии героиня воспринимается как хрен с горы (несмотря на то, что по сюжету она является крестницей Джонса). Т.е. её вводят в сюжет в этом фильме, и она является дочерью старого друга Индианы, которого тоже вводят только в этом фильме.
К примеру, в той же четвёртой части введение сына Джонса обосновывалось романом героя с героиней из первой части похождений искателя приключений. Т.е. хотя бы вытекало из общего контекста. Это давало фильму некоторую душевность и обаяние, что вкупе с изобретательными экшн-сценами выводило картину в разряд смотрибельных.
Да, тот фильм вышел далеко не идеальным и объективно, пожалуй, худшим во франшизе, но он не вызывал ощущения ненужности. Он выглядел эпилогом к основной трилогии, в котором Индиана обретает сына, возвращается к старой возлюбленной, а кино буквально кончается сценой «и жили они долго и счастливо».
В новом фильме после набора сцен (именно так лента в целом воспринимается), в которых сын (погибший во Вьетнаме) и супруга Джонса упомянуты лишь косвенно, следует настолько сахарный и притянутый за уши финал, что создаётся ощущение, что сценаристы тупо не знали, чем закончить сюжет. Либо финал несколько раз переделывали, о чём, к слову, нам доносят различные инсайдеры.
Сама по себе финальная секвенция выглядит достаточно креативной и увлекательной, правда, в ней Индиана Джонс практически не принимает участия, сидя связанным на борту самолёта. Но это ещё полбеды. После гибели злодеев заглавный герой внезапно для себя и для зрителя решает остаться жить в прошлом, в эпохе Архимеда.
Помимо того, что это глупая затея сама по себе, имеющая прямые риски для жизни (как его будут воспринимать древние греки?), она проистекает буквально из ниоткуда. А итоговое решение за Генри Джонса-младшего принимает его крестница, мощным феминистким хуком отправляя пенсионера в нокаут и возвращая его в своё время.
Помимо того, что это снято максимально топорно (чёрный экран после удара и таймскип прямо в финальную сцену), сцена сильно занижает индивидуальность главного героя.
Т.е. с точки зрения сценария за него финальное решение принимает другой абсолютно левый персонаж, и в связи с этим ставится вопрос: а при чём тут Индиана Джонс? Это же попросту не его фильм! Он в нём свадебный генерал и важный гость, но никак не ведущее действующее лицо!
Таким образом, последний аккорд у этой и без того невыразительной истории крайне слабый и неубедительный. По слухам, изначальный финал предполагал, что Джонс остаётся в прошлом, а в его приключения пускается героина Уоллер-Бридж, и всё это становится завязкой для сериала на Disney+ с ней в качестве фем-версии Индианы Джонса.
Данный синопсис звучит, конечно, как бред сумасшедшего и крайне сомнительная идея, и именно по этой причине это выглядит как правда, учитывая нынешние голливудские тренды.
Однако, лента про номинального Индиану Джонса с псевдоверсией Лары Крофт в качестве потенциальной замены легендарного героя провалилась в прокате, похоронив вместе с собой все сопутствующие идеи. К счастью.
Положив руку на сердце, лучше бы весь фильм был в духе открывающей сцены с омоложенным Харрисоном Фордом. Парадоксально, конечно, вышло, но как раз сцена, где, очевидно, не было титульного исполнителя Индианы Джонса, вышла самой «индианоджонсовской».
В итоге, как я уже сказал, кино получилось симулякром. Оно вроде бы пытается копировать фишки прошлых фильмов про находчивого археолога, но в прошлых фильмах не было такого количества случайных персонажей, а сам Индиана Джонс безоговорочно являлся главным героем фильмов имени себя.
Симулякр не знает свой базис либо намеренно игнорирует его, делая вид, что эта франшиза - про сильную и независимую женщину.
Однако нет, старая трилогия фильмов - это кино для мальчиков и юношей. С героем, с которого соответствующая аудитория захочет взять пример. Четвёртая часть - для той же аудитории, только повзрослевшей. А пятый фильм - непонятно для кого. Наверное для какого-то лобби, но с изначальной целевой аудиторией это никак не связано.
Похвалить фильм можно лишь за предостережение о неумершей вместе с Гитлером идеей нацизма (особенно на фоне четвёртой части про «злих рюське»), но это так себе достижение, учитывая, что половину своих приключений Индиана Джонс и без того противостоит нацистам.
Ну и музыка Джона Уильямса, как всегда, великолепна.
В остальном же это пустой фильм без ярко выраженного главного героя, после которого все предыдущие части стали заметно лучше. И на том спасибо.
PS на волне собственного негодования купил книгу Джонатана Ринзлера о создании первых четырёх частей об Индиане Джонса. Учитывая фигуру автора, это будет занимательное чтиво.