Первое время после Октябрьской революции в России, в связи с отменой аристократии и буржуа, самой популярной мужской одеждой стали сатиновые косоворотки, которые носили вместе с городскими пиджаками. Женщины облачались в платья, сшитые из холста, прямые юбки из солдатского сукна, ситцевые блузы и матерчатые куртки.
Вопрос новой моды со сменой власти стоял достаточно остро. Всё то, что носили до этого богатые буржуа строго порицалось и отрицалось. Никаких рюш, бантов, кружевов и прочих украшательств в облике нового революционного и "свободного" общества быть не должно. На городских улицах появились мужчины и женщины в кожаных "комиссарских" куртках, фуражках, солдатских гимнастёрках, перепоясанных кожаными ремнями. Все же помнят фильм-классику "Собачье сердце" по Булгакову и момент, когда управдомом Швондер заявился к профессору с целью забрать у него пару комнат? В этой сцене товарищи Швондер и Вяземская одеты в кожаные куртку и плащ, эти самые "комиссарки" как раз. Причём, у Швондера куртка довольно потрёпанная (как и его фуражка), а у товарища Вяземской более свежая и по виду и по фасону, как будто только что купленная новая модель.
В основе кроя этих кожаных курток-комиссарок, ассоциирующихся с образами чекистов, лежала французская двубортная куртка. В царской России такие носили военные инженеры, механики и авиаторы. По одной из версий, такие форменные куртки были сшиты для авиационных и мотоциклетных батальонов, но достались большевикам.
В 1918 году была создана специальная комиссия и объявлен конкурс на лучшие образцы военной одежды, в котором приняли участие даже русские художники, среди которых (что удивительно) были такие как Васнецов и Кустодиев! Для красноармейской формы за основу был взят русский исторический военный костюм, своей формой напоминавший былинных русских витязей и богатырей. Так появился головной убор "богатырка" (аналог шлема богатырей "ерихонка"). Впоследствии головной убор переименовали в "фрунзевка" и "буденовка" — по именам военачальников, в частях которых эти шлемы появились. В 1919 году были утверждены — шлем, шинель, рубаха и кожаные лапти. Полностью новая униформа была разработана к 1922 году, а к 1932 году была переработана.
Была ещё "тельмановка", в честь Эрнста Тельмана, или "юнгштурмовка" — военнизированная одежда, заимствованная у немецкой молодёжной коммунистической организации Rote Jungsturm.
Красный — цвет революции, цвет новой власти, новой страны. Именно поэтому в моду среди женщин вошли красные косынки. Только носили их не как раньше, повязывая под подбородком, а по-новому: надвигали на лоб и завязывали на затылке. Это был своеобразный символ освобождения женщины.
К концу 1920-х годов критика буржуазной моды немного утихла. В это десятилетие одновременно уживались рабоче-крестьянские косынки и длинные бесформенные юбки, авангардные идеи конструктивизма как предложение от художников и студенчества, и наряды нэпманов, одевающихся на манер европейских флэпперов — эмансипированные девушки ревущих двадцатых!
Появились предприниматели, которые стали завозить модную одежду в СССР, которую, однако, могли себе позволить далеко не все. Многим простым женщинам приходилось довольствоваться исключительно своим рукоделием, обращаясь с выкройкам журнала мод. А такие были. И главным популяризатором новой Советской моды стала Надежда Ламанова...
#советскаямода #историямоды