Найти тему

Путешествие русской замши в Европу и обратно.

Путешествие русской замши в Европу и обратно. Замша это тонко выделанная кожа без лицевого слоя из шкур оленей, лосей, шкуры телят и коз. Она имеет густой, низкий и блестящий ворс и является самой мягкой, пористой и тягучей кожей с высокой воздухопроницаемостью. Способ обработки замши появился во Франции, а в Россию он попал из Польши, где эта технология появилась в 15-16 веках. Слово "замша" образовано от польского zamsz, которое в свою очередь происходит от фран. chamois - серна, так как из шкур этого животного французы стали получать эту тонкую кожу для пошива одежды. В России изготовляли замшу для внутреннего рынка и для экспорта за границу. Особой ценностью обладала замша из оленьих шкур. В 19 веке крупным центром производства оленьей замши стала Архангельская губерния, в которой оленеводством занимались саамы, ненцы и коми-зыряне. В начале её обрабатывали кустарным способом, но вскоре стали появляться специальные производства - замшевые заводы, которые в большинстве случаев представляли из себя просторную избу. Первые предприятия появились в Печорском уезде, куда зыряне пригласили специалистов по выделки кожи из Костромы и те организовали процесс. К 1913 году в Архангельской губернии было около 65 замшевых заводов. Предприятия были примитивные, на них трудилось в среднем 3-4 человека, а обработка шкур была среднего качества. В Архангельской губернии замша называлась «вежь» т.е. вежить - очищать кожу, а также «мездрянка» - от глагола мездрить. Замша производилась двух сортов: русская и заграничная. Русскую изготовляли из шкур старых оленей пятнистого вида. Она шла только на внутренний рынок. Заграничная была выделана из шкур молодых оленей осеннего убоя. Её охотно покупали в Архангельске иностранные купцы и вывозили в Европу. Там архангельскую замшу ещё раз качественно перерабатывали и только тогда пускали в производство. Часть этой замши и продукция из неё попадала обратно в Россию, где продавалась уже по высоким ценам. Удивительно, но архангельские производители не стремились модернизировать свои заводы ради улучшения качества продукции, а единичные попытки не выдерживали конкуренции с кустарной продукцией. Причина была в том, что даже примитивный способ обработки давал хороший доход, который вполне устраивал производителей. Так оленьей шкуры закупались у оленеводов за 4 - 6 рублей, а выделка стоила 36 коп. за шкуру. На побелку, выкраску и на транспортные расходы уходило ещё около 64 коп. за одну шкуру. В то время как в Москве архангельскую замшу продавали уже за 20-25 рублей. Таким образом из-за такой безалаберности и лени русская замша колесила по Европе и возвращалась обратно в Россию уже в виде европейской высококачественной кожей. А наши предки, на радость иностранцев, оплачивали это перевоплощение. Впрочем и мы с 90х годов тоже стали ценить "импортные" товары, которые оказалось во многом были произведены из русского сырья и на дешевой энергетики из России.