Правительство Нижегородской области запросило более 700 миллионов рублей из регионального бюджета на покупку Дома связи у Ростелекома для размещения чиновников. В ходе обсуждения этого вопроса в региональном парламенте депутаты фракции КПРФ не получили от правительства ответа на вопрос, насколько обоснованы в настоящее время такие расходы.
У нас до сих пор не запущен на полную мощность Дом правительства в Кремле, он все еще строится. И мы десятки миллионов рублей, почти сто миллионов, в этом году опять потратим на продолжение этой стройки века. Строительство объекта, между тем, идет с 2007 года.
Мы слышали недавно о планах музеефикации Нижегородского кремля и переселении оттуда всех чиновников в правительственный квартал на площади Сенной. Начинает разворачиваться строительство этого комплекса. Анонсированная сумма на его сооружение – многие миллиарды рублей.
Несмотря на то, что уже есть и еще продолжают строиться все эти объекты, министерства арендуют огромное количество помещений по всему городу.
При всем имеющемся нагромождении планов по размещению растущего штата чиновников, оказывается, мы все время испытываем дефицит площадей для бюрократического аппарата.
Три четверти миллиарда рублей – сумма просто гигантская, и странно, что она вообще не фигурировала в основном проекте закона о бюджете, который мы принимали всего два месяца назад. Тогда об этих планах никто в правительстве не говорил.
И вот вдруг, когда речь идет всего лишь об уточнении текущего бюджета, который уже исполняется в этом году, возникает такое расходное обязательство почти на миллиард. В действительности сумма, конечно, еще вырастет, так как помещения Дома связи придется приспосабливать под новые нужды, закупать мебель, оргтехнику и прочее.
Все это кажется очень странным и необъяснимым и с точки зрения логики бюджетного процесса, и с точки зрения целесообразности.
После аварий, которые пережил город (и многие другие населенные пункты области) в этом зимнем сезоне, следовало бы сосредоточить главные усилия на устранении этих аварийных ситуаций и предупреждении их повторения в следующем отопительном сезоне, который уже не за горами. Поэтому фракция КПРФ предложила значительно увеличить программу реновации коммунальных сетей в этом году.
На это средств нет. Но на покупку нового здания для чиновников средства находятся моментально.
Такой подход, конечно, вызывает серьезные вопросы со стороны нашей фракции, и мы не голосовали за эти предложения правительства.
В свое время фракция КПРФ в Законодательном собрании предлагала, например, чтобы Фонд капитального ремонта переселился куда-нибудь в Дзержинск или на Автозавод. Нет, они, видите ли, арендуют помещение в самом фешенебельном районе, да еще и с видом на Волгу. Они располагаются на Верхне-Волжской набережной и платят за аренду совершенно сумасшедшие деньги, которые выделяются из бюджета.
Это касается и других учреждений.
При этом, не только нет никакой необходимости, а противопоказано группировать органы власти в историческом центре, где и так перегружена инфраструктура, где существуют огромные проблемы с парковочными местами, где в результате затрудняется движение общественного транспорта, возникают дополнительные нагрузки на коммуникации, которые, как правило, в историческом центре изношены.
Поэтому принять логику принимаемых в региональном правительстве решений очень сложно.
Десятый корпус Кремля, где располагались министерство культуры и областная избирательная комиссия, был освобожден. Эти органы переселили, и в корпусе собираются делать музей. Будет полная перепланировка и капитальный ремонт. Но если был дефицит с площадями – зачем эти лишние траты? Зачем все эти переселения из одного здания в другое?
Непонятно что со всеми этими площадями будет дальше. Когда построят правительственный квартал, всех, вроде как, должны отправить из кремля на Сенную площадь. Видимо, и из Дома связи тоже будут переселять чиновников на Сенную. Или нет?
Абсолютно непонятная перспектива.
До сих пор до конца не ясно, состоится ли все же музеефикация Кремля. На то, чтобы бывшие административные здания перепрофилировать в музейные, тоже нужны дополнительные средства из бюджета - почти четыре миллиарда, как утверждает правительство.
Так ли необходимы все эти расходы?
У нас хроническая нехватка средств в аграрном секторе. Мы видим, насколько там плохи дела – и в социальной инфраструктуре, и в производственной сфере, и с подготовкой кадров. Мы видим, насколько тяжелая ситуация в сфере ЖКХ, из-за чего оказывается под угрозой безопасность людей: этой зимой 12 человек получили ожоги кипятком из-за прорыва трубы, в морозы без тепла оставались школы, детские сады и больницы, не говоря уже о жилых домах.
При этом нам предлагается совершенно безумное расходование бюджетных средств на приобретение новой недвижимости в областную собственность. И сумма совершенно не укладывается в сознании.
На программу субсидирования жилья для молодых семей у нас в бюджете нет лишних 130 миллионов, а 760 миллионов есть - для того чтобы «жилье» предоставить чиновникам.
Приоритеты абсолютно непонятные.
Происходящее, конечно, свидетельствует и о неконтролируемом разрастании бюрократического аппарата. Нет никаких пределов, в том числе законодательных, для увеличения штатной численности ведомств. Это серьезная проблема. Она касается не только нашего региона, но федерации в целом. Штаты чиновников растут как на дрожжах.
В советское время, когда была плановая экономика, т.е. нужно было рассчитать все до последнего карандаша, и в то же время не было компьютеров, считали буквально на счетах, вручную. При этом весь штат чиновников умещался в здании обкома партии и облисполкома. Сейчас это здание, в котором едва-едва умещается аппарат губернатора. И только. Все остальные министерства и ведомства разбросаны по городу.
Сегодня мы имеем рыночную экономику, где, вроде бы, считать ничего не надо, рынок сам все должен регулировать, у нас полная цифровизация и компьютеризация, – и в то же время штаты чиновников по сравнению с советским временем увеличились в разы.
Появляются все новые и новые штатные единицы, бюджет несет огромнейшую нагрузку, но, поскольку нет законодательного предела, то полет фантазии в этом вопросе неостановим.
Добавим, что, кроме огромных расходов на содержание большого количества государственных служащих, у области есть расходы на финансирование автономных некоммерческих организаций, которым в настоящее время передано очень много административных функций и бюджет которых просто огромен.
Получается парадоксальная картина.
Живая, реальная действительность требует латать дыры в трубах, покупать солярку, чтобы провести посевную кампанию, т. е. удовлетворять элементарные нужды населения. При этом сотни миллионов, миллиарды рублей распределяются на задачи совершенно не первого порядка и даже не второй очереди.
Главным приоритетом оказывается расширенное воспроизводство бюрократического аппарата: он сам себя воспроизводит, при этом еще и постоянно многократно увеличиваясь. Это закон существования бюрократии, если ее не ограничивать законодательством и какими-то важными социальными задачами.
Владислав Егоров, депутат Госдумы
Источник изображения – сайт «Стратегия развития Нижегородской области».